"УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ 2": МИМО ИСКУССТВА И МИМО КАССЫ

culturavrn.ru
26.04.2010
Борис Подгайный

Не знаю, кто как, а я выхода нового фильма Михалкова ждал с нетерпением. Появления новой работы мастера всегда ждешь с нетерпением, а Никита Михалков – режиссер и актер выдающийся, как бы мы не относились к его общественной деятельности и публичному поведению.

Ждать долго пришлось. В процессе ожидания, конечно, возникал вопрос – а зачем вообще нужно продолжение истории, которая в "Утомленных солнцем" логически завершилась?

Да, в отношении судеб некоторых персонажей была недосказанность. Но это была художественная недосказанность. Художник ставит точку в тот момент, когда считает, что сказал главное, что выразил свою идею. Когда подвел читателя или зрителя к определенному порогу – логическому, эстетическому, нравственному. Оставив за ним право выбора: ступать на порожек, подниматься дальше – или развернуться и уйти. При этом произведения искусства-то, конечно, зовут любого человечка двигаться по этим порожкам-ступенькам, открывая новые пространства и перспективы. Помогают задумываться, додумывать, просто думать. В результате дарят счастье (или несчастье, кому уж как) мыслить самостоятельно.

Когда тебе все разжевали и разложили по полочкам – это не искусство, это среднестатистический урок математики в начальной школе. С другой стороны, когда тебе пудрят мозги и навешивают на уши лапшу псевдомногозначительности – это, и ежу понятно, тоже не искусство.

Идя на "Утомленных 2", я дал себе внутреннюю установку – как можно меньше сравнивать этот фильм с просто "Утомленными". Произведение искусства самодостаточно, повальное увлечение сиквелами (продолжениями), убеждал я себя, для такого режиссера, как Михалков, не должно же быть самоцелью. Если он решился на продолжение истории со старыми героями, то ведь не потому, что первые "Утомленные солнцем" имели коммерческий успех, были обласканы "Оскаром"? Для режиссера такого масштаба это мелковато и даже оскорбительно. У него должна быть оригинальная и самостоятельная идея для нового фильма, пусть и с перекликающимся с картиной шестнадцатилетней давности названием. Тем более что Никита Сергеевич во многих интервью обещал в новом фильме показать нам такую войну, которую мы на экране еще не видели.

Внутренняя установка не сработала, не сравнивать не получилось. Хотя бы потому, что сам режиссер на этом сравнении настаивает, периодически вставляя в "Утомленных 2" кадры из просто "Утомленных" – когда комдив Котов и совсем еще маленькая его дочурка Надя плывут на лодке по реке, разомлевшей от летнего зноя, когда арестованного комдива избивают энкаведешники... И потому, что, реанимировав своих героев, авторы фильма вынуждены подробно и довольно долго объяснять, почему да как это произошло. Что-то объясняют уже в "Утомленных 2", что-то оставляют для "Утомленных 3" (смотрите этой осенью).

Репрессированный комдив Котов не был расстрелян, как давал понять первый фильм, а просидел в лагерях до начала войны, когда ему, прямо 22 июня, почему-то заменили политическую статью на уголовную. Почему – остается гадать до осеннего продолжения продолжения. Остается гадать, почему остался жив герой Олега Меньшикова – ныне полковник НКВД, которому по прямому поручению Сталина необходимо выяснить, где же и в каком качестве обретается сейчас Котов. А он, сбежав из разбомбленного фашистами сталинского лагеря, воюет в штрафбате, упорно отказываясь, по этическим соображениям (не хочет расстаться с друзьями, с которыми делил кровь и пот войны), перейти в нештрафные воинские подразделения. Хотя вообще-то давно это заслужил своими подвигами. Параллельно развивается линия его дочки Нади. Она в предвоенные годы стала падчерицей героя Меньшикова, в первые дни войны чудом спаслась с разбомбленного катера, приняв прямо в водах моря, в обнимку с потопившей потом другое советское судно миной, крещение от израненного безногого священника. Потом Надя медсестрой оказалась... А полковник НКВД Митя между тем плетет какие-то, невнятные зрителям до осеннего сиквела, интриги.

Пересказывать сюжет подробнее нет смысла, поскольку сам сюжет-то нам не явлен, нам предложены некие манки, которые должны заставить зрителя массово пойти на "Утомленных солнцем 3", анонсируемых сразу после надписи под нынешним фильмом: "Конец первой части".

Но сравнивать тех "Утомленных солнцем" с этими придется. Сравнение не в пользу нового фильма. "Утомленные солнцем" 1994 года – это психологическая драма, с выверенными, убедительными (большей частью) характерами персонажей, с интригой, с напряжением, с завораживающей (конек лучших фильмов Михалкова) атмосферой, с хорошей (большей частью) актерской игрой, с сюжетом, как было уже сказано, имеющим логическое завершение. То была картина о том, как не один сталинизм только, а тирания вообще, а тоталитаризм вообще корежат судьбы людей.

Кстати, в той картине не было "живого" вождя, только портрет его громадный возникал, как вполне определенный, хотя, пожалуй, и излишне навязчивый образ. В "Утомленных солнцем 2" Сталин – в кошмарном сне Котова – возникает в первых же кадрах. В исполнении превосходно загримированного Максима Суханова. Страшненький такой вождь, оператор его еще в нужный момент подсветил соответственно – эффект, явно рассчитанный на то, что чуткие сердца зрителей вздрогнут.

А вот не вздрагивают. Хотя в фильме много таких эффектов, много крови, много грязи, и физической, и физиологической, и словесной – вроде как правда жизни. Так вот дело-то все в том, что "вроде как". И можно сколь угодно долго тянуть кадры с изображением погибших после атаки фашистов советских бойцов, и так же долго показывать жующего яблоко фрица-убийцу, но сердце зрителя остается холодным.

Почему? Потому, что весь фильм развивается по законам боевика, когда важнее показать "картинку" как можно зрелищнее и эффектнее. Показывают. Ну, видели мы такое, и не раз, молодцы компьютерщики и вся прочая оформительская бригада фильма. Потому что сюжетные коллизии – на уровне средненького триллера с потугами на "достижения" мыльных сериалов. А в чем сила-то, братцы? Да нет тут этой силы.

Три часа, которые идет фильм, думаешь – а зачем было тащить на экран старых героев, ведь масса сюжетных нестыковок и допусков в результате появилось, и теперь надо хоть как-то их оправдывать, колдовать над сценарными ходами, которые, как ни старайся, все равно ходульными выглядят и штампованными. Хотелось снять фильм о войне – снимайте. Но сделайте что-то новое, зачем при этом делать весьма сомнительную ставку на дивиденды от былого успеха?

Усиленно акцентируемые религиозные моменты не спасают. Выглядят вычурно и претенциозно. Вообще большинство эпизодов фильма выглядят не придуманными (придумывать для художника естественно, как жажду утолять), а надуманными. Словно, вот была затея сделать "великий фильм о великой войне" (прокатный слоган картины, от которого сам Михалков сейчас открещивается), так давайте под нее все и подгонять. И солидные финансовые средства, и разнообразные кинематографические трюки, и команду артистов – из первой обоймы. Которые, кстати говоря, не блещут, включая самого Михалкова и его дочь. Меньшикову, такое впечатление, просто скучно играть воскресшего Митю. Маковецкий уже не раз играл что-то подобное. Появляющиеся в эпизодах Петренко, Гафт, Золотухин – при всем уважении к их мастерству – в "Утомленных 2" лишь модули или функции, призванные подчеркнуть "величие" проекта. Исключение – работа Евгения Миронова, старлей из штрафбата в его исполнении – персонаж яркий и точный. А есть, что играть. К сожалению, другим исполнителям не так повезло.

Быть может, в сиквеле сиквела некоторые из них (чьи персонажи по сценарию до этого доживут или оживут) раскроются с совершенно неожиданной для нас стороны. Все может быть. Но верится в это с трудом. У мыльной оперы свои законы, она тянется на штампах, более или менее удачных. Чем удачней, тем дольше, чем неинтересней массовому зрителю, тем короче.

Никита Михалков в случае с "Утомленными солнцем 2" и "3" (а ведь не исключено, что может быть и т.д. и т.п.) счел для себя возможным вступить на этот путь. Наверно, как он сам для себя объясняет, не только коммерции ради. Впрочем, и коммерческий успех его сиквелов – еще под большим вопросом.

Он обещал нам показать Великую Отечественную войну такой , какой мы ее еще не видели. Получилось кино, которое можно и не смотреть.