"УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ 2", ИЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ ОПАЛЬНОГО КОМДИВА

Газета "Вечерные Челны" №16
21.04.2010
Леонид Муравьев

17 апреля на премьерный показ "Утомленные солнцем 2. Предстояние" я шел с двояким чувством. С одной стороны, крайне смущал слоган – "Великое кино о великой войне". Очень часто в последнее время за самоуверенностью авторов скрывается не особо аппетитный продукт, вспомните хотя бы "Самый лучший фильм". С другой стороны, очень хотелось посмотреть на новую работу Никиты Михалкова. Что бы ни говорили о нем – мол, зазвездился, но режиссер он неплохой. Первый фильм "Утомленные солнцем" в 1994 году получил "Оскара". Аргументом за поход в кинозал послужил и тот факт, что продолжение истории о комдиве Котове снималось без малого восемь лет. Кроме того, Михалкову удалось собрать на одной площадке почти всех известных актеров современности: Валентина Гафта, Евгения Миронова, Дмитрия Дюжева, Олега Меньшикова, Сергея Гармаша и многих других.

На премьеру фильма были приглашены не только и даже не столько журналисты, сколько ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла. Они расположились на ряд выше, поэтому их комментарии о происходящем на экране доносились довольно разборчиво. "Какой ужас, но ведь на самом деле было так", – слышались голоса сквозь пулеметную очередь и разрывы снарядов.

На вопрос: "О чем фильм?" – ответить довольно сложно, как сложно и пересказать в двух словах почти трехчасовое действо. Это не киноклассика "Судьба" или "А зори здесь тихие". Мир "Утомленных" намного жестче и реалистичнее. Здесь партийные работники эвакуируют не людей, а мраморные бюсты вождей. Почти животный страх народных масс перед сотрудниками НКВД сменяет панический ужас перед фашистскими оккупантами. Многие уже забывают о сострадании к ближнему, настолько сильно хотят спасти свою собственную жизнь. Дочь Котова, в исполнении Надежды Михалковой, спасаясь от немецких солдат, безуспешно стучалась в сельские дома, но дверь ей так никто и не открыл.

В некоторых сценах есть даже ненормативная лексика, причем из уст самого Михалкова. Ветераны, что сидели на ряд выше, сначала притихли, потом спросили друг друга, не послышалось ли, а когда поняли, что нет, по залу пронесся вздох одобрения.

Сравнения с классической русской литературой напрашиваются сами собой. Если первые "Утомленные солнцем" заманивали зрителя картинкой "а-ля Чехов", оборачиваясь в итоге чистой достоевщиной, то во втором фильме однозначно царит Толстой. То, что сделал Михалков, – не больше и не меньше, а "Война и мир" ХХ века.

Минус этого фильма – его хронометраж. Высидеть 180 минут, пусть даже и в мягком кресле, – испытание не из легких. Некоторые сцены затянуты, от многих можно было бы и вовсе отказаться. Но самое большое огорчение вызвал у меня конец фильма, а точнее, его отсутствие. Пример Питера Джексона с "Властелином колец" оказался заразительным. Третья часть "Утомленных солнцем" выйдет только в октябре. Посему целостного ощущения от просмотра не получилось.

КСТАТИ

Фильм представляет из себя крупномасштабную постановку с многотысячной массовкой. Помощь в съемке батальных сцен оказало Министерство обороны России. Часть "Утомленных" снималась в Германии, были задействованы немецкие актеры, а также военная техника и костюмы. У нового творения Михалкова на данный момент самый большой бюджет в истории российского кино – 33 млн. евро.