СОЛНЦЕ ПРИТОМИЛОСЬ...

nakanune.ru
20.04.2010
Иван Зуев

От самого дорогого российского фильма снятого под руководством "солнца русского кинематографа" можно было ожидать чего угодно, но только не того, что он окажется таким утомительным и нераздражающим. То-есть, в нем будут отсутствовать сразу обе составляющие кино от Никиты Сергеевича.

Получилось так, что 22 апреля этого года в кинотеатрах зрителя ждут три часа скучно снятых анекдотов о войне, в которых проедет пяток танков, столько же пролетит самолетов, взорвут церковь, да и мост многострадальный спалят. Тех же, кто пойдет на фильм ради продолжения полемики о роли Сталина в истории, ждет еще большее разочарование. Объяснить, зачем макнули в торт вождя, режиссер сперва попробует, но получится это настолько невнятно и неуверенно, что вскоре ему станет самому неловко, и он затею бросит. Выходит, что макнул и все.

Благо, новых затей за три часа найдется немало, а логики новое кино Михалкова в принципе не терпит. Повествование скачет во времени и пространстве по наскоро сшитым между собой отдельным новеллам, сбивая с толку зрителя. К слову, от фактуры "анекдотов", вопреки клятвенным уверениям создателей, пылью архивов и не пахнет. Кино туго набито сюжетами из постперестроечных публикаций "Огонька" и анекдотами с прокуренных кухонь. От этого весь пафос, который пытаются нагонять, махом сваливается в фарс.

Впрочем, даже если бы авторы дали в титрах ссылки к архивам на каждую фразу и действие персонажей, ощущение нереальности происходящего бы не ушло. Командир штрафной роты, послав в матерной форме вышестоящего по званию, гуляет по траншее с ракеткой от бадминтона в одной руке, чашкой кофе в другой и спокойно наблюдает, как его подчиненный, привязав к спине громадную дверь от сарая, готовится к атаке. В это время на другом конце страны на наш корабль с ранеными, высунув причинное место из окна, пытается сходить в туалет немецкий летчик, но падает убитый сигнальной ракетой, метко посланной усталым матросом. С моря камера несется на оккупированные территории, где на золотых полях цыгане с криком: "не убивайте нас, мы споем вам песню", танцуют перед ошалевшими немецкими солдатами. А с неба то и дело валятся бюсты Сталина...

Поговорку про цирк и армию Никита Сергеевич в свое время понял чересчур буквально. К 65-летию Победы Михалков подарил ветеранам "Ширли-мырли", снятые со зверски серьезной миной. Солдаты, сломавшие хребет вермахту, на поле брани шлют матом командиров, их командиры не отчаиваются и ходят куда послали. Дезертирство в "великом фильме" – разумный выход, а шкурничество – повсеместное явление.

В фильме Михалкова узаконен мат. Череду сквернословий открывает в прологе сам верховный главнокомандующий. Впрочем, тем, кто собирается идти и смотреть, расстраиваться не стоит, мат есть, но его и не слышно вовсе. Нехорошие слова мямлят так же неуверенно, как и рассказывают всю сюжетную линию. По ходу просмотра из зала то и дело слышится: "Что он сказал? Он именно это сказал?". Конечно, не было предпосылок к тому, что к празднику мы получим от Михалкова кино о войне, наполненное тестостероном, но пропаганде идеи солдатского мужества привычнее все же опираться на что-то крепкое... Обычный русский штрафник Никита Сергеевич резво, с матерком, смешно задирая ноги, носится по полям за языком – немецким офицером, ловит его и с криком "а-та-та" шлепает по попе (в прямом смысле – прим. Накануне.RU), а после отпускает.

Правило "делай только то, что нравится тебе самому" – суть сиквела "Утомленные солнцем". Никите Сергеевичу его фильм точно нравится. В кругу семьи (в фильме задействованы все родственники, когда-либо игравшие в кино) он катается по траншеям с ППШ, носит зачем-то перчатки из комиксов про Росомаху (такие, с выдвигающимися когтями), дерется и хмурится, и много переодевается. Нам же, зрителям, скучно становится до того, что, чтобы хоть как то взбодриться, хочется повторения банкета с тортом. Но Михалков, сдвигая брови, вместо этого ставит нам несколько раз подряд один и тот же флэшбек с дочкой на лодке, а потом начинает методично делать больно актерам-родственникам: сыну отрывает ноги, дочку раздевает догола перед похотливым обгоревшим танкистом. И теперь уже хочется воскликнуть: полноте, Никита Сергеевич! Внучку хоть пожалейте – но вот тут фильм внезапно заканчивается. Голая санитарка сидит перед мертвым танкистом, который ,отказавшись от молитвы перед смертью, попросил показать ему женскую грудь, камера уходит в небо... С праздником, дорогие ветераны!

Что в итоге? Никита Сергеевич говорил много и долго, однако громко и четко не прозвучало ничего. Разве что макнул в торт у себя дома уважаемого гостя. В приличных местах это, кстати, называется хамством.