СТРАШНО-ТО КАК!

Газета "Гатчина-ИНФО" №26
01.07.2010

... Я, например, уважаю не те триллеры, в которых лужи крови, мозги по стенкам, расчленения и всякая реалистичная мерзость подобного плана, от такого можно и умом тронуться, а совсем другие. А вообще грань между триллером, детективом и фильмом ужасов очень тонкая и прозрачная. Вспомните знаменитые фильмы Альфреда Хичкока. "Птицы", "Психо", "Ребекка", "Окно во двор"... Что это? К какому разряду "страшилок" можно отнести его картины? Говоря о том, что любого зрителя тянет на "страшилки", я имею в виду именно такие фильмы. Скорее, это психологические триллеры. А как же быть с Фредди Крюгером? Или с "Призраком оперы"?

Одним словом, сама запуталась и вас запутала. Обсудить-то я хотела "Змеиный источник" – картину, которая прошла на одном из центральных каналов на прошлой неделе. Назовем его "психологический триллер отечественного производства". Я абсолютно уверена, что такие фильмы родному кинематографу не под силу. Но в любом правиле есть исключения. В данном случае к таким исключениям, на мой взгляд, относятся два фильма: "Юленька" и "Змеиный источник" (это из того, что видела я, возможно, есть и другие). Первая картина снята не так давно, а вот "Змеиный источник" вышел в свет аж в 1997 году. Когда я увидела картину впервые, лет 5 назад, то была потрясена во всех смыслах этого слова. Сначала от страха, т. к. фильм шел глухой ночью, я была дома одна, и любой шорох приводил в оцепенение, к утру потрясение обрело новые формы – неужели это "наше" кино?! С одной стороны, тот факт, что в картине снимались Ольга Остроумова, Евгений Миронов, Екатерина Гусева, Лев Борисов, не дало усомниться в том, что это российский фильм, да и действия развиваются в российской деревне со всеми атрибутами именно российского быта. Но, повторюсь, ничего подобного у НАС я раньше не видела.

Для Николая Лебедева – режиссера картины и бывшего киноведа, "Змеиный источник" – это дебютная работа в кино. И очень удачная. Как мне показалось, Лебедев тоже является поклонником Хичкока. Интересной мне показалась здесь и связь с педагогикой. Говоря о своих воспитательных принципах ("Сбей всех в одну кучу – так легче управлять"), Тамара Георгиевна (директор школы) освещает и принцип существования в этом маленьком городке. Из ее слов "Большая часть города вышла из этих стен – это факт" становится понятно, почему тут царит такая зловещая, фатальная атмосфера, почему люди ведут себя порой столь необъяснимо и странно, словно стая, откуда такое раболепие перед директрисой.

Еще лучше "школу" характеризует ее "лучший" ученик – вундеркинд Андрон, на деле оказавшийся изощренным маньяком. Миронов блестяще играет страшного человека – полноценный продукт воспитания Тамары Георгиевны: угодливый внешне, он понимает, что за этой маской "хорошего мальчика" можно творить все что угодно. Одним словом, фильм для своего жанра блистательный. Я даже представить не могу человека, которому картина могла бы не понравиться. Посмотрите непременно, если еще не видели. ...