"ЗМЕИНЫЙ ИСТОЧНИК"

e-mironov.narod.ru

Отечественное искусство никогда особо не баловало страшными историями. Разве что Н.В. Гоголь приоткрыл однажды веки мрачному вампиру, померцали они ядовито-зеленым цветом, а затем и погасли вовсе. Без страшных историй скучно. Даже обидно – у них хичкоки и ганнибалы лектеры из года в год развлекают публику, а нам разве что покажут иногда руководителя МИДа крупным планом, но и только. Унизительное несоответствие.

Фильм "Змеиный источник", выпущенный в рамках проекта "малобюджетное кино" студии Горького, тем, собственно, и приятен, что неожиданно ломает скорбную социалистическую традицию ни при каких обстоятельствах не выносить на экран что-либо маниакальное или просто ужасное. Потому что "Змеиный источник" – пожалуй, первый после экранизации "Вия" полноценный русский триллер.

Идею о том, что провинциальная школа – идеальный инкубатор для многообразных психических расстройств, высказывал в свое время Владимир Сорокин. Поэтому режиссер Лебедев ею не ограничился, а остроумно сосредоточился на близкой теме о вечной роли интеллигенции в Российском государстве. Той самой, которая готова снимать сотни фильмов о смысле жизни, но была не в состоянии осчастливить простой страшной историей: в провинциальном поселке, жители которого находятся в абсолютной власти директрисы местной школы – единственного в округе учебного заведения, одно за другим происходят загадочные убийства, причем аккурат тогда, когда в школу приезжает на практику очаровательная аспирантка. Запуганная директрисой и трупами толпа, естественно, норовит обвинить во всех ужасах юную пришелицу, тем более что любимый ее урок – анатомия, на котором она обычно демонстрирует ученикам особенности физиологии лягушек, а именно способность их зеленых ножек к посмертному подергиванию.

Поскольку на деревенской почве фрейдистские комплексы растут как на дрожжах, маньяком в результате может оказаться кто угодно. "Змеиный источник", несмотря на заявленную малобюджетность, – полноценное кино, припасшее кроме лягушек еще парочку весьма эффектных моментов, а главное – построенное по всем законам жанра: чем неуютнее чувствует себя наша естествоиспытательница, тем чаще дают себя знать мурашки в зрительном зале. Просто и со вкусом.