"ЗМЕИНЫЙ ИСТОЧНИК"

e-mironov.narod.ru

Краткое содержание

Симпатичная студентка Дина из областного пединститута рвется на практику в захолустный город Энск не потому, что одержима своей профессией учительницы или жаждет насладиться красотами здешней природы. Дина мечтает о встрече с местным врачом Алексеем, который завел с ней интрижку во время своей командировки. Единственной достопримечательностью городка является непритязательный фонтан, именуемый Змеиным источником, и, видимо, его ядовитые миазмы кого-то окончательно свели с ума, ибо в городе объявился маньяк-убийца молодых девушек. Многие из этих жертв прошли через руки Алексея, но прежде, чем Дине откроется его сущность, ей суждено наткнуться на труп телеграфистки во время ночного купания. Следствием "находки" станет то, что Дина подпадет под подозрение местных обывателей и унылого следователя. Но ее возьмет под свое крыло "царица" Тамара, всесильная директриса школы и по совместительству перезрелая любовница Алексея, которого она прилюдно всячески третирует и унижает.

Тамара Георгиевна (удачная роль Ольги Остроумовой) окружила себя прихлебателями, вроде секретаря-лизоблюда и матери беременной жены Алексея. В фильме умело воссоздана липкая атмосфера страха, царящая в городе, в которую вовлечен и стар и млад. Большинство героев фильма, как и в "славную" эпоху Брежнева, ведут двойную жизнь, поэтому убийцей может оказаться каждый второй, и лишь в финале зритель узнает, кто же был маньяком.

История создания

Фильм необычен тем, что сочетает социальную критику затхлого постсоветского бытия с остросюжетными формами американского кино периода расцвета так называемого "черного" фильма 40-х годов. Условная стилистика американских павильонных съемок трансформировалась по воле создателей ленты в выморочный натурализм убогой жизни рядовых провинциалов, которые, несмотря на свою любовь к эстетике мексиканских сериалов, сохранили ментальность героев пьес Островского, которым их удивительная жестокость ничуть не мешает быть еще и сентиментальными. Мрачные интерьеры окутанного туманами и ночными тенями городка сняты оператором Астаховым в мутно-зеленоватой цветовой гамме, напоминающей своими переливами окраску змей...

Режиссер Лебедев не чурается и прямых цитат (финал представляет собой парафраз фильма А. Хичкока "Психо"), и скрытых (сцена нападения разъяренной толпы на Дину и ее поклонника-фотографа – это цитата из "Птиц" того же А. Хичкока). Не прошел он и мимо постмодернистских изысков Дэвида Линча (привет "Твин Пиксу" и компании!), укрупняя обиходные предметы (ключи, кипятильник) до гигантских размеров. Но все эти реминисценции и цитаты органично вписываются в запутанный сюжет, усиливая эмоциональный отклик зрителя. Большинство героев триллера не обладают сложными характерами, но для демонстрации сильных страстей это не помеха. Ведь и западные триллеры редко достигают метафизических глубин, а умение снимать саспенс – качество в России столь же редкое, как и наличие спецэффектов высокой пробы.

Фильм поставлен в рамках программы малобюджетного кино (порядка 100 тыс. долларов), осуществляемой на Киностудии Горького под патронажем молодого директора Сергея Ливнева ("Кикс"). Режиссер-дебютант Николай Лебедев лишь в 1993 году окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа; до этого он поставил ряд телефильмов и короткометражек и является автором четырех сценариев.