МЫТАРЬ, УПЫРЬ И ПР.

Журнал "Итоги" №46
1997
Юрий Гладильщиков

Первые "малобюджетные фильмы" Киностудии Горького

...
Практикантка из пединститута приезжает во вневременной (современный лишь по внешним приметам) захолустный город, где, как выясняется, давно орудует маньяк, зверски убивающий красивых девушек. Если в "Упыре" ужастик западноевропейского типа слит с чисто американским жанром вестерна, то в "Змеином источнике" погружен в условно провинциальную (точнее, условно литературную) Вообще-Россию, где вполне естественно выглядели бы Кабаниха и Кулыгин-Кулибин, а герои говорят о возвышенном.

Соединение Островского и пугающего отврата, несмотря на всех реальных чикатил, не должно бы казаться органичным, но степень условности высока, а большинство кадров – ночные и туманные, так что, в общем, все ничего.

Фильм переполнен социальностью: маньяк убивает якобы потому, что стремится к власти. Сам режиссер уверяет, что снимал "о нашем обществе, о природе диктатуры" и пр. Но социальные обобщения банальны и нужны фильму как корове седло. Зато кто маньяк, по ходу дела догадаться трудно. Название обманывает: фильм не имеет к Бергману (ни к "Девичьему источнику", ни к "Змеиному яйцу") никакого отношения. ...