ВИДЕООБЗОР

Газета "Ведомости" №18
02.02.2000

...

"Змеиный источник"

Будучи несколько лет назад показанным на многочисленных фестивалях, этот фильм приобрел славу лучшего фильма из знаменитого малобюджетного проекта студии им. Горького и вызвал, наряду с "Мама, не горюй!", раздражение шедшего в кинематографическую власть Никиты Михалкова. Сегодня фильм с некоторым запозданием выходит на видео – и поостывший от давних восторгов зритель может оценить его по достоинству.

Идея "Источника" проста: триллер в стиле Хичкока или Дарио Ардженто надо окунуть в жизнь российской провинции. Молоденькая учительница, злобная директриса, отважный фотограф, трусливый возлюбленный – и таинственный маньяк-убийца, держащий в страхе весь городок. Мексиканские сериалы по телевизору, атмосфера всеобщего раболепия, готовность к предательству и суду Линча. Временами даже страшно.

Все было бы хорошо, если бы не сопоставление с Хичкоком и Ардженто. Сравнивая "Змеиный источник" с их фильмами, понимаешь, что у Лебедева картины провинциальной жизни и сюжетное напряжение существуют отдельно друг от друга. Вряд ли виной тому недостаток мастерства – причины, на мой взгляд, куда глубже.

Триллер требует своей метафизики – и католицизм, до сих пор чреватый манихейством, подходит в этом качестве лучше чего бы то ни было. Зло всесильно и скрывается под разными масками, а мир жесток, как протоколы инквизиции. Русская метафизика – будь она православной или любой другой – предполагает иную картину мира, в которой зло не скрывается под маской, а сплавлено с добром воедино. И в этом смысле куда более удачным фильмом представляется снятый в том же малобюджетном пакете "Упырь" Сергея Винокурова, к концу которого вампироборец почти сливается с вампиром.

Образцовый триллер рисуется черным по красному – русская метафизика требует полутонов.