СОЛО ДЛЯ ХЛЕСТАКОВА В ПУСТОМ ЗАЛЕ

Газета "Молодой коммунар"
26.08.1997
Ирина Скибинская

Пока в фойе кинотеатра пел казачьи песни вокальный мужской ансамбль "Светоч", московские гости готовились к встрече со зрителем. Две народные артистки и подруги в жизни Клара Лучко и Любовь Соколова были возбуждены – их тут же атаковали поклонники с цветами, подарками и просьбами об автографе. Заслуженный артист РФ Евгений Миронов привлек внимание прежде всего знатоков современного кино – молодых талантливых актеров, к сожалению, мало знает широкая публика. ...

Во всей этой праздничной суматохе как-то забылось, что в этот же вечер зрителей ожидает еще одно событие – премьерный показ нашумевшего фильма "Ревизор". Вслед за ушедшими со сцены артистами зал покинула добрая половина зрителей. Оставшиеся разбредались по одному в темноте во время сеанса. В какой-то степени их можно было понять. Так же как и кинокритиков, обрушившихся на картину сразу после ее дебюта в Москве.

Рекламная кампания велась широко и с претензией. Слухов о "новом "Ревизоре"" ходило много, что естественно – в фильме собраны "сливки" актерского общества: Н. Михалков, О. Янковский, 3. Гердт, А. Джигарханян, М. Неелова, Е. Миронов. Однако с мэтров и спрос особый. Впрочем, рецензенты в своих опусах мало критиковали самих актеров. Доставалось в основном Сергею Газарову – за слабую режиссуру.

Откровенно говоря, режиссерской работы в фильме вовсе не видно. Возникает ощущение, что взгляд С. Газарова на методы работы с актерами в фильме сходен с ситуацией в старом анекдоте про Л. Зыкину: "...А ты ничего и не делай – главное, ходи туда-сюда, туда-сюда..." Артисты и "ходят", причем каждый – как ему захочется. Любуясь собой, наслаждаясь антуражем и самим фактом – как-никак Гоголя играют! Ансамбля нет и быть не может, потому что нет единой концепции фильма, нет общих "правил игры", и каждый существует по своим правилам. Актеры почему-то страшно мучаются с гоголевским текстом, гипертрофированно смакуя каждую фразу. Особенно этим грешит неумеренно вальяжный Никита Михалков.

Не спасает ленту изобилие крупных планов, которые, по замыслу режиссера, должны были бы дать зрителю возможность полюбоваться нюансами мимики любимых актеров. Они только подчеркивают "разность их потенциалов". А отдельные удачные буффонадные и очень смешные сцены блекнут на фоне соседствующих с ними откровенно скучных и затянутых.

И все-таки у фильма есть по крайней мере два достоинства, из-за которых посмотреть его, безусловно, стоит. Первое – это отсутствие традиционного для постановки "Ревизора" социального подтекста. Акцент на комизме самой ситуации и персонажей подарил гоголевскому тексту неожиданную свежесть. А второе (и главное) – это потрясающий Хлестаков в исполнении Е. Миронова. Он и, пожалуй, А. Джигарханян (пусть в небольшом эпизоде, но удивительно органичный) – две прекрасные актерские работы, в которых личное обаяние подкреплено высоким профессионализмом. А Миронов – тот просто поражает ювелирной актерской техникой, интеллектом и изысканностью. Безукоризненная, талантливая работа. В какой-то момент картина превращается в соло со "звездной" массовкой. Жаль – использовать актеров подобного уровня в качестве статистов не более разумно, чем дробить орехи микроскопом...