ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ ПРЕВРАТИЛСЯ В НАСЕКОМОЕ

Газета "Смена"
28.04.2002
Евгения Сунцова, Елена Фомина

15 апреля в кинотеатре "Аврора" прошел единственный сеанс нового российского фильма, который почтила своим присутствием как кинообщественность, так и творческая интеллигенция, в рядах которой можно было увидеть и стильного музыканта Евгения Федорова (в светлом плаще и черной шляпе), и иновоиспеченную звезду Илью Носкова (который Эраст Фандорин).

Известный театральнык режиссер Валерий Фокин вместе с актерами Евгением Мироновым и Аристархом Ливановым представили фильм "Превращение" по новелле Франца Кафки. Кстати сказать, в 1995 году на Малой сцене театра "Сатирикон" Фокин был автором блестящего спектакля "Превращение" с Константином Райкиным в главной роли. Режиссер признался, что у него нет киноамбиций, но есть особое отношение к Кафке. А Евгений Миронов, который сыграл главную роль в фильме – коммивояжера Грегора Замзу, – горестно вздохнул: "Не дай Бог превратиться в паука...".

Когда-то больной, несчастный и одинокий человек создал в своем воспаленном воображении странный, искореженный мир, в лабиринтах которого поселил своих фантасмагорических героев. Чтобы воплотить гротесковый мир Кафки, Фокин матерски использует крупные планы, реакции актеров, светотени. Натурные сцены снимались в Праге, именно они больше всего напоминают искривленное кафкианское пространство. Полупустые улицы, пугающие своей одинаковостью люди, зловеще замкнутые поезда и кладбища, откуда некуда бежать и негде спрятаться, – все это похоже на мучительный, кошмарный сон. Фильм снят как сочетание жизни и какого-то страшного морока, видений, которые мучают героя. Кадры города удивительно (почти смертельно) красивы, в мрачном готическом освещении Прага превратилась в какой-то загадочный, фантастический город. А сцена на кладбище снималась там, где похоронен Кафка, что придало фильму дополнительный, зловещий оттенок.

Фильм, несомненно, удался, а самым главным его открытием стал Евгений Миронов, которому удалось передать боль и одиночество маленького человека в отсутствие любви. Перед фильмом в своем выступлении Миронов сказал, что очень боится всяких насекомых, в особенности комаров. А вот на протяжении двух месяцев, когда снимали фильм, ни один комар его не усусил. Наверное, злобные насекомые почувстовали в актере нечто родственное? И правда, актер сумел показать даже не внешнее превращение своего героя, а его внутреннюю трансформацию, когда прошлое является ему лишь во сне, а настоящее похоже на кошмар, в котором все его предали и оставили умирать. Фокин на то и театральный режиссер, чтобы не пойти по сложному технически, но примитивному по сути пути компьютерного превращения. Был когда-то такой американский фильм "Муха" – о том, как человек в муху превратился. Миронову не приделывают лапки или крылышки, он до своего трагического финала внешне остается человеком, меняются только его пристрастия в еде, появляются способности ползать по стенам да висеть вниз головой, как паучок какой. А еще меняется отношение семьи к своему когда-то удачливомы сыну.

Замза, превращаясь в насекомое, переживет как минимум еще два превращения – отношения со своим новым телом и семьей. Ведь своей новой плотью надо научиться управлять. Миронов отыгрывает насекомое бесстрашно и беспощадно. Получив порцию любимой пищи на бумаге (испоченную, тухлую еду), насекомое Замза радостно стучит по полу передними лапками, жадно пожирает, а затем отползет в сторону – переваривать. Вид у него при этом тупой и довольный.

Но в отношениях с семьей он остается больше человеком, чем насекомым. Поначалу он не так страшен, похож на придурковатого ребенка, который, завидев родных, только гукает. Но когда бедный Замза ползет по стене, чтобы заглянуть в окошко, и видит родных, он забивается под кровать, чтобы не пугать близких, а потом, когда окошко замазывают краской и его переселяют в чулан, и вовсе безмолвно, затравленно сидит в уголке: насекомое Замза, которое называют "оно", – больше человек, чем все окружающие его люди.

Но семья не может жить с ним в одном пространстве, с ней тоже происходит метаморфоза – от любви к Замзе-человеку до ненависти к Замзе-насекомому. И окончательное превращение, точнее, уход в другой, ирреальнык мир, происходит, когда в Замзе окончательно перестают видеть человека. Он живет в мире снов, воспоминаний, предчувствий, а потом и вовсе становится частью инобытия. Он исчезает из этого мира гротесковых персонажей, почти зловещих гофмановских "механических человечков", которые не живут, а словно пребывают в полубытии – сонные, скучные.

В фильме снимались Татьяна Лаврова, Игорь Кваша, Людмила Полякова и другие.