ДАВНО ЛЬ ЗАМЫСЛИЛ ОН "ПОБЕГ"?

Газета "Невское время"
15.04.2005
Сергей Ильченко

В Петербурге состоялась премьера нового фильма Егора Кончаловского

Картина называется коротко и ясно – "Побег". Молодой режиссер, сын другого известного режиссера, приступил к ее съемкам, имея за плечами шумный зрительский успех двух "Антикиллеров". А если вспомнить, что Кончаловский-младший поставил еще и "Затворника", то очевидная тяга представителя "поколения кинематографических сыновей" к миру криминальных страстей станет очевидной.

Судя по объяснениям постановщика, замысел картины и идея ее создания принадлежат актеру Евгению Миронову, мечтавшему сыграть роль для себя неожиданную. Что абсолютно понятно. Ведь после того как артисту довелось побывать князем Мышкиным в экранизации "Идиота", очень трудно вписаться обратно в привычный коммерческий кинематограф. Егор Евгению такую возможность предоставил. Так появилась лента о том, как судьба готовит молодому и успешному нейрохирургу Евгению Ветрову суровые испытания в виде гибели любимой жены, а затем – ложного обвинения героя в ее убийстве и заключения под стражу. Интрига, как всегда у младшего Кончаловского, закручивается лихо, с постоянным нагнетанием детективных подробностей.

Еще бы! Ветров совершенно случайно бежит из арестантского вагона. И также совершенно случайно его берется ловить бравый полковник (Алексей Серебряков), дочь которого нуждается в тех операциях, которые когда-то делал Ветров. Так они и бегают по лесам и болотам до тех пор, пока Ветрова общими усилиями не ловят. Потом он совершенно случайно снова убегает. А заодно начинает искать истинного убийцу жены. Совершенно случайно у полковника рождаются подозрения относительно своего помощника (Андрей Смоляков) в том, что тот ведет двойную игру. И совершенно случайно выясняется, что жена помощника умерла во время операции в клинике, которой руководил Ветров.

Слово за слово, выстрел за выстрелом – и зрители уже не успевают следить за тем, как раскручивается интрига расследования. Количество случайностей и немотивированных поступков героев к финалу повествования становится просто неприличным для такого мастера коммерческого кино, как Егор Кончаловский. Отсутствие логики движения сюжета он компенсирует лихостью любимых им сцен погонь. Однако и здесь все не так гладко. Оказывается, что на улицах тихого провинциального Заозерска такое же количество машин, как на московском Садовом кольце в час пик. Да и со сценами убийств Кончаловский обошелся с каким-то удовольствием, смакуя натуралистические детали. К этому добавляются нарочито резкие монтажные стыки и переходы в стиле "Ночного дозора".

Складывается устойчивое ощущение того, что за внешней динамикой скрывается элементарное нежелание (или неумение) режиссера понять и раскрыть мотивы поступков героев. Понятно, что Евгений Миронов может только на внутренней психотехнике сыграть хоть телефонную книгу. Но в "Побеге" его герой выглядит порою нарочитым позером. На первом курсе театрального института такой метод актерского существования называют "наигрышем". Миронов пытается исправить положение, изображая страдание, но, видимо, он уже достиг той степени благополучия, что не в силах дать нам почувствовать то отчаяние, которое должен испытывать его герой, потерявший абсолютно все. Тогда на помощь артисту приходит режиссер, сочиняя сцены воображаемых диалогов Ветрова с погибшей женой (Виктория Толстоганова). Из них-то зрители и узнают о том, что супруги Ветровы собирались усыновить сироту из детского дома. Но наш благополучный герой почему-то испугался.

Вы, наверное, уже догадались, что в финале "Побега" измученный, но непобедимый Ветров отправится забирать мальчугана из детдома. Правда, предварительно он расправляется при помощи полковника с парочкой убийц, быстро и успешно делает операцию больной дочке того же полковника и вновь чувствует себя триумфатором. Я прекрасно понимаю, что у самого Евгения Миронова актерская карьера складывается успешно, без видимого драматизма. Но нет-нет да и проскользнет в последнее время в его манере игры этакий лицедейский нарциссизм – дескать, "вот как я люблю и МОГУ играть!". А вот его антагонист – Алексей Серебряков – никак не может освободиться от психологического шлейфа той роли, которую он так остро и драматично сыграл в "Штрафбате". Если подобным образом артист будет выбирать похожие роли, то играть ему до старости мужественно страдающих мужчин, не более того.

Количество разножанровых несуразностей, присутствующих в "Побеге", в конечном счете можно и не замечать, если вы предпочитаете психологии динамику в стиле "экшн". Но я никак не могу отделаться от ощущения, что фильм снимался на скорую руку по известным голливудским лекалам. Недаром постоянно возникают сравнения с американским фильмом "Беглец", сюжет которого подозрительно напоминает интригу российского "Побега". В конце-концов, в подобном сходстве можно увидеть и признак растущего профессионализма нового поколения российских кинематографистов, только меня почему-то такие достижения не очень радуют. Слишком уж "моторным" и "механическим" получается кино.