"КАССА" ЕСТЬ – УМА НЕ НАДО

Газета "Вечерняя Москва" №52
28.03.2005
Наталья Боброва

Егор Кончаловский замыслил "Побег" от самого себя

В кинологии очень ценится чистота породы. Самый обаятельный щен, скажем, от легавой и лайки, лишен даже надежды быть отмеченным в благородном собачьем обществе. Чистота крови – залог успеха, звонкой медали, хорошего настроения хозяев и жирной мозговой косточки в результате. В кино, как ни странно, играют по тем же правилам. Только вместо породы – жанр. Кто его выдерживает – тот выигрывает. Кто занимается генетическими экспериментами, выводя сомнительного метиса, как правило, попадает впросак.

Егор Кончаловский, чье кредо "касса" светится на его интеллектуальном лбу буквально метровыми буквами, представил свой новый 117-минутный бизнес-проект "Побег". При бюджете в два миллиона долларов фильм снят в ударном клиповом темпе за три месяца на студии PS TVC.

Итак, Гоша Куценко сдал вахту антикиллера Евгению Миронову. Его герой, Евгений Ветров, – самодостаточный процветающий нейрохирург, из которого некие злые силы делают преступника-убийцу. И чего только над болезным не вытворяют! А ему все нипочем – как ванька-встанька, вполне предсказуемо выходит сухим из воды, демонстрируя нам свою отличную физическую форму в увлекательном беге с препятствиями, нырянии в болото, затяжных прыжках с вертолета без парашюта (!) со связанными руками (!), а также изумительные способности в области спиритизма и много чего еще экстраординарного, о чем Харрисон Форд мог только мечтать. Потому как аналогия с американским "Беглецом" очевидна. Хотя на римейк не совсем тянет.

По словам создателей, они попытались сделать "российскую экзистенциальную историю". История, которая сожрет у вас почти два часа, подкупает своим простодушным мессиджем (кстати, любимое слово папы режиссера, Кончаловского-старшего). В народном варианте она звучит так: "от тюрьмы и от сумы..." Всего этого полной мерой хлебнул бедолага Ветров, чьи страдания в синопсисе развернуты аж в девяти строчках, где и безупречная репутация, и уважение коллег, и любовь, и кровь, и враги, и быстрый суд, и приговор, и, наконец, тот самый побег – пружина сюжета.

По законам остросюжетного боевика – ждешь доброго и злого следователя. И они появляются – вояки Пахомов и Топилин.

Алексей Серебряков, зыркающий недреманным оком, и Андрей Смоляков – в очечках и беретке, больше смахивающий на залетного легионера. По штампам любовной мелодрамы неминуем и плод любви – ребенок или что-то в этом духе. И детки тут как тут – аж двое. После всех злоключений герой Миронова приходит усыновлять малыша в детдом. "Вы уж определитесь, берете или нет", – укоряет его воспитательница, по совместительству мама режиссера Наталья Аринбасарова. А тот пищит натурально – "папа", мол, и все тут. Другая девочка в инвалидной коляске, кстати, дочка того самого "злого" Пахомова-Серебрякова, нуждается в срочной операции. И гоняется ейный папа за Ветровым-Мироновым, оказывается, не законопорядка ради, а в личных целях – чтобы этапировать доктора к хирургическому столу и скальпелю... А то уж так кручинится супруга, по совпадению гражданская жена режиссера Любовь Толкалина, которой он неизменно бронирует роль в своих проектах.

Эту милосердную акцию-операцию герой осуществит ближе к финалу, когда все гады будут разоблачены, посрамлены и уничтожены. А сам он после всех догонялок (не обошлось без крепкого мужского рукопожатия над бездной – в лучших традициях Голливуда) окажется на кухне преданной, тайно влюбленной в него сотрудницы, которая и поможет вывести на чистую воду лжедруга и убивца. И тут уже забудутся все алогичные странности сюжета вроде бега по кругу среди валдайских болот, которые авторы упорно называют тайгой, и загадочная линия тестя, чей дом очень удачно оказывается в глухом лесу аккурат по маршруту побега, и недоотравленные цианием герои, которым делают промывание...

Хеппи-энд, как главный штамп жанрового кино, все же неотвратимо настигнет изрядно измочаленного Ветрова. С подкупающим обаянием он отчитается перед умершей женой в своих подвигах. Жену играет Виктория Толстоганова – тут в изображении покойницы, кстати, ее холодная отстраненность очень в точку. А Евгений Миронов, который, как стремительный колобок, "и от бабушки ушел, и от дедушки", доказал еще раз, что он может сыграть хоть телеграфный столб, а уж супермена в латиноамериканских традициях – раз плюнуть.

Было бы желание. Кстати, оно-то у него и было. И дело совсем не в тех 17 тысячах долларов за один съемочный день, который он получал на "Побеге". После "Идиота", утомившего артиста своей бездонностью, именно он загорелся идеей сняться в чисто коммерческом проекте. И с товарищами Сергеем Астаховым и Дмитрием Котовым сам предложил Кончаловскому сценарий по повести Олега Погодина "Рецепт для палача", который затем переписывался несколько раз, чтобы более внятно поведать миру о том, как в России "богатые тоже плачут" и какими кровавыми слезами.

А что уж получилось... Как говорят киношники – что получилось, то и хотели. В кинологии этот генетический сбой назвали бы метисом или по-простому дворнягой. В кино – боевиком с элементами драмы, которую легко можно спутать с комедией. И преступно ржать в самом драматическом месте.

С другой стороны, смеяться ведь не грешно – тому пример убивец Билл. Но для этого стоит не так пафосно относиться к себе и своему творчеству. Чего маленькому Кончаловскому всегда не хватало. С иронией, тем более с самоиронией в этой семье вообще туго. Не зря же сам режиссер чистосердечно признается: "Я вообще думаю мало. Среди профессиональных забот у меня умственный процесс не на первом месте".

Тем не менее этот масштабный (в 280 копиях по России и СНГ) эксперимент по пересадке голливудо-бразильского гибрида в английском горшочке на расейскую почву, скорее всего, принесет свои зеленые плоды. Их откровенно ждут и прокатчики из "Централ Партнершип", которые с восхитительным презрением к критикам позиционируют свой "экзистенциальный" продукт как сугубо зрительское кино. Читай – олигофреническое. Нуждающееся, как показал "Турецкий гамбит", в мощных костылях в виде рекламных роликов, сайтов, пиар-акций, маек-кепок и прочей мигающей сопроводиловки.

Зрелище, при всем великолепии операторской работы Антона Антонова, банальное по идее и примитивное по исполнению. Что, впрочем, не исключает в будущем появления сиквела, например, "Антипобега". Пусть у Миронова похитят малыша на органы, а он будет гоняться за похитителями... В порядке бреда. Побежала писать синопсис...