КАК СБЕЖАТЬ С "ПОБЕГА"?

Газета "Комсомольская правда"
30.03.2005
Стас Тыркин

Перед премьерой Егор Кончаловский признался, что не может уже смотреть свой фильм

Фильм Егора Кончаловского "Побег" – ремейк блокбастера "Беглец" голливудского ремесленника Эндрю Дэвиса с Харрисоном Фордом в заглавной роли. Не мне одному это кажется очевидным, хотя режиссер этот факт отрицает: дескать, фильм снят по повести "Рецепт для палача".

Будто "Беглец" (который тоже был ремейком телефильма конца 60-х) не мог вдохновить автора повести! Но Бог с ними, с ремейками. Главное, что "Побег" оказался просто скучным, стопроцентно предсказуемым фильмом, сбежать с которого я не смог только по долгу службы. Помните, в "Берегись автомобиля" голос Юрия Яковлева изрекает: "Зритель любит смотреть детективные фильмы. Приятно ощущать себя умнее их авторов". Вот с "Побегом" – именно такой случай.

...Кто именно "замочил" жену доктора Ветрова, лично я догадался в самом начале просмотра: для этого достаточно хоть немного различать между собой актеров Театра под руководством Олега Табакова (в этом фильме их множество). А разгадав интригу, оставшиеся два часа сидишь, разглядывая картинки на экране. Вот радость!

"Побег" – циничный отлакированный комикс, где "никого не жалко, никого – ни тебя, ни меня, ни его". Когда героине Виктории Толстогановой разбивают голову в квартире с великолепным интерьером и дизайном, трудно не заметить, как хорошо смотрятся кровавые пятна на холодного цвета стенах. Это единственная эмоция, которую вызывает фильм. Не считая смеха, который лично у меня вызвали особо патетические места, когда ожившая жена вдруг начинает давать советы попавшему в переплет супругу.

Главную роль в фильме сыграл Евгений Миронов. Понятно, чтобы актеру (безусловно, яркому) хотелось сменить имидж, продемонстрировать неожиданные грани таланта. И за роль, сыгранную у Кончаловского, ему не должно быть стыдно. Но и гордиться особо нечем. Сцены активного действия в фильме нарочито смазаны, чтобы зрителю труднее было отличить актера от дублера. Так что режиссер не дал проявиться Миронову в качестве героя боевика: для зрителя он все-таки останется пока что князем Мышкиным из телефильма "Идиот".

Конечно, и продюсерам, и прокатчикам, и авторам удобнее использовать лекала несвежего голливудского боевика, чтобы рассказать историю о невинно посаженном человеке. За "верняковым" сюжетом светит быстрая прибыль. Это проще, чем пальцем пошевелить, хоть газетную подшивку перелистать, – оттуда ведь можно выудить столько реальных историй, что волосы встанут дыбом! Да и кино тогда, глядишь, другое получится. Живое, непредсказуемое. В том числе и по последующим кассовым сборам. А вот в этом пункте непредсказуемость – уже роскошь, которую мало кто может и хочет себе позволить.