"ПОБЕГ"

all-movies.com.ru
Максим Николаев

Главврач нейрохирургической клиники Евгений Ветров (Евгений Миронов), возвратившись домой с очередной презентации, обнаружил на полу спальни задушенную супругу (Виктория Толстоганова). По роковому стечению обстоятельств, главным подозреваемым оказывается он сам, в считанные дни превратившийся из светского льва в уголовника. После быстрого судебного разбирательства врача отправляют этапом на зону, но на первой же стоянке ему удается бежать.

Жаль, что сцена побега выполнена совершенно по-голливудски. Дверь вагона конвоиры открывают по чистой случайности (и, судя по контексту, делают это впервые за многие годы службы), а снаружи их уже ждут родственники одного из зэков: девица с ножом и бабуля с обрезом, предельно технично расправляющиеся с тремя вооруженными охранниками.

Вырвавшись на свободу, Евгений через густые леса и болота устремляется в Москву, чтобы найти и наказать истинных преступников. Но "органы" высылают по следам беглеца отряд вооруженных милиционеров, которые, следуя приказу "стрелять на поражение", не оставили бы ему ни малейшего шанса на спасение. Но, к счастью для бедного доктора, операция проводится под личным контролем полковника Пахомова (Алексей Серебряков), которому хирург нужен живым. Врачи предсказали его маленькой дочери скорую смерть, и только Ветров – светило мировой медицины – сможет, по всеобщему глубокому убеждению, вернуть ее к жизни.

Со сдержанной гордостью за отечественный кинематограф мы можем признать, что Егор Кончаловский как режиссер одолел еще одну высоту. По сравнению с "Затворником", "Антикиллером" и, тем более, "Антитеррором", "Побег" – это шаг вперед, даже при том, что стиль фильма сложно назвать самостоятельным, особенно если вспомнить две последние работы Дмитрия Месхиева. Статические сцены кажутся позаимствованными из "Дневника камикадзе" (при этом сходство усиливает участие Виктории Толстогановой), а динамические – из "Своих".

Так повелось, что Толстоганова в кино либо недоигрывает, либо переигрывает. В "Побеге" мы имеем дело со вторым случаем. Однако на сей раз модной актрисе удалось максимально приблизиться к необходимому балансу, и героиня ее не только выглядит натурально, но и вызывает безусловную симпатию. Чего нельзя, увы, сказать о ее муже – Евгении Ветрове. По крайней мере, в начале мы видим весьма амбициозного, циничного, местами даже беспринципного человека с замашками молодого хама. На чем свет стоит кроет он все "наше": минздрав, клиники, оборудование. То ли дело – мировая медицина с ее профессиональными докторами и новомодными технологиями. Не вызывает уважение удивительное для врача отсутствие гуманизма и пренебрежением к "слабым мира сего". Лишь вкусив тяготы бродячей жизни, перестает отворачивается он от сироты из приюта, которого когда-то мечтала взять на воспитание его супруга.

Не попади в дуэт с Мироновым Алексей Серебряков, фильм мог бы потерять удачно достигнутый баланс между голливудским блокбастером (по сюжету), европейским полуавангардом (по стилю) и русской драмой (по наполнению). Истинного драматизма не получилось бы без полковника Пахомова, готового закрыть телом от пуль беглого заключенного, лишь бы тот прожил еще несколько часов и сделал операцию умирающей дочери. Режиссер не строит иллюзий насчет дружбы конвоира и заключенного. И даже в конце, после того, как они вместе прошли огонь и воду, дальше сдержанной взаимной симпатии дело не заходит.

Миронов, который уже не раз подтверждал, что может сыграть кого угодно и что угодно, отработал уверенно, четко, без единой ошибки. Единственное, что смущает, – неоправданная местами эмоциональность. Но этим грешат и остальные актеры, что, думаю, входило в планы Кончаловского, создававшего свой фильм с некоторой претензией на киногротеск.