НАБЕГ

Журнал "Опаньки!"
07.04.2005
Олег Денежка

Не... ну, варварство – это все-таки воспитание!
Дмитрий Донской, на развалинах сожженной ханом Тохтамышем Москвы


Объединение и взлет тюркских народов под властью монгольских ханов – исторически явление довольно темное. Есть разные версии, объясняющие движение татаро-монгол на запад – оскудение привычных пастбищных земель или, наоборот, усиление межплеменных связей и демографический взрыв. Но среди прочих мне кажется интересной следующая версия: монголы остро завидовали соседнему Китаю, его богатству и культуре. Сначала монголы просто грабили пограничные китайские земли (а вы думаете, китайцы стенку на "одиннадцатиметровый" построили?), но потом золото и шелка им наскучили и они от грабежей материальных перешли к более изощренному культурному грабежу. Не в том смысле, что стали грабить в смокингах, а в том, что стали потихоньку таскать у китайцев их культурные достижения и образ жизни. Начали с привычек и костюма, кончили государственным устройством и имперскими устремлениями. Проще говоря, плагиат. И вот это самое явление – плагиат – убеждает меня в том, что российский кинематограф (в целом, конечно, а не в деталях) – процесс совершенно татаро-монгольский, и в этом легко убедиться. Просто взять и сходить на фильм российского производителя "антикиллеров" Егора Кончаловского "Побег".

Это кино замечательно двумя изначальными посылами. Первый: фильм позиционирован создателями "как чрезвычайно оригинальный и необычный для российского кинематографа". Второй: в главной роли снимается непревзойденный Евгений Миронов, для которого это роль – новая ступенька в актерском мастерстве. Второе сразу можно отмести, потому что если это "новая" ступенька, то я совершенно не смог понять, чем она отличается от старых. А вот первое намного интереснее. Я согласен с тем, что фильм необычен для российского кинематографа. Да и как ему быть обычным, если перед нами изуродованный римейк голливудского фильма "Беглец". Даже название и не сохранили и не изменили, а именно изуродовали. В самом явлении римейка нет ничего необычного – есть французская "Никита", а есть американская – но только в России умеют делать римейки так "скромно" и глядя прямо в глаза. Филипп Бедросович не поет песни Таркана, он поет ВМЕСТО Таркана, Филипп Янковский не снимает фильм "по мотивам", он снимает СВОЙ фильм. Теперь вот еще "оригинальный" Егорка. Почин "бабушкиного" мужа получает всенародное одобрение!

Ладно, фиг с ним, с заимствованием. Может, он снял фильм даже лучше оригинала? Давайте посмотрим.

В судьбе блестящего нейрохирурга с оптимистично-советским именем Евгений Ветров происходит катастрофический поворот: мало того, что трагически гибнет его жена – она совершенно злодейски задушена, – в убийстве обвиняют самого Ветрова, тем более, что он буквально в вечер убийства с женой поскандалил, да еще и был обнаружен с окровавленным трупом на руках. Правда, рассказывая о событиях этого вечера, режиссер, с грацией молодого носорога, убедительно показал нам, что это не его, Ветрова, рук дело, а дело совсем других рук, которые тут, кстати, в кадре постоянно и мелькают. Вместе с тенью зловещего убийцы. Осужденный со скоростью, достойной времен военного коммунизма – хотя у Ветрова вообще-то на вечер было железное алиби, его разве что только президент не видел – Ветров отправляется в места не столь отдаленные, но... Но рок, с невыясненной пока ориентацией, вмешивается и тут. Родственники двух его сокамерников устраивают для последних побег из тюремного эшелона. Оставим на совести авторов, как можно было спланировать подобный побег. Каким образом девица ПТУшной внешности и ее престарелая мамаша узнали дату и маршрут прохождения спецсостава? Время прибытия, путь и вагон, в котором следовали заключенные? Но в результате их нехилых действий, на которые наверняка с завистью взирают с небес покойные Мюллер, Шенленберг и Судоплатов (места у них ТАМ наверняка рядом), охрана вагона и два собиравшихся на свободу уголовника вместе со своими родственничками оказываются ну совершенно мертвы. А над горой окровавленных тел застывает с автоматом все тот же Ветров. Хватать орудия преступления – это у него уже привычка. Так его и видит случайный свидетель. А что делают примчавшиеся на место преступления оперативники? Ищут организаторов? Нет, метелятся ловить убежавшего хирурга, причем с такими зверскими выражениями лиц, будто на волю сбежал как минимум Чекатило. И это учитывая, что побежал несчастный доктор прямиком в болото. Вместо того, чтобы отрезать ему путь обратно и ждать, доблестные милиционеры самосусанятся прямиком в топь. Прейдя болото, они садятся в вертолеты и начинают искать Ветрова с воздуха. А почему они не сделали этого сразу? Правильно, чтобы героический Егор Кончаловский мог показать не менее героический и совершенно бессмысленный, как и сам фильм, переход через болота...

И так ВЕСЬ фильм! Мотивация героев находится на уровне состояния беременной женщины, а развязка сюжета заставляет усомниться во вменяемости авторов: главный милиционер ловит Ветрова потому, что только тот может сделать операцию его больной дочери, а его помощник, который и оказывается автором всех убийств в фильме, хочет убить Ветрова потому, что тот когда-то сделал неудачную операцию жене этого злодея. Я все ждал, что они все окажутся братьями, но, видимо, индийское кино пока недостижимый идеал для Егора Кончаловского. Ну, лиха беда начало...

Нет, варварство – это даже не воспитание. Это отсутствие фантазии.