ДОКТОР ДОБРО

Журнал "Time Out Москва" №12
28.03.-03.04.2005
Василий Корецкий

Евгений Миронов бежит из брянских лесов в Москву – искать правды и ставить градусники

Новый проект Егора Кончаловского явно вдохновлен популярным в 1960-х американским телефильмом "Беглец", многосерийной историей мести доктора, подведенного завистливыми коллегами под обвинение в убийстве жены. Телебеглец был переделан раз пять: самый известный вариант – одноименный фильм Эндрю Дэвиса с Харрисоном Фордом в роли оклеветанного хирурга, самые чудовищные – пара болливудских подражаний. Российская версия выглядит самой странной. Здесь беглец мечется между добротным реализмом "народной комедии" (марафон героя по российской глубинке разбавлен небольшим количеством жанровых сцен с уморительными диалогами) и условностями голливудского экшна. Сам он едва при этом понимает, что ему все-таки делать – сжав зубы, гнуть драматическую линию, или просто-напросто бежать кросс?

Сюжет "Побега" отличается от канона в деталях – но именно эти нюансы и определяют координаты фильма. По всему выходит, что к Бомбею фильм Кончаловского куда ближе, чем к Голливуду – и это, конечно же, новость, ведь во времена "Антикиллеров" вопрос о режиссерском стиле стоял, скорее, так: "Гонконг или Токио"? Самой трогательной сценарной инновацией кажутся мотивы "хорошего следователя" (Алексей Серебряков), мечтающего добыть беглеца непременно живым – не для галочки и даже не из глубокого убеждения в его невиновности. Просто у сыщика болеет любимая дочурка, а умелый хирург Женя Ветров (Евгений Миронов) – единственный, кто может пришить ей новые ножки. Пенной сентиментальности добавляют "Побегу" и настойчивые визиты симпатичной покойницы, глядящей на едва живого от усталости мужа добрыми-предобрыми глазами. Добавить сюда пару проникновенных баллад – и девичьи сердца расплавятся, как воск на солнце!

Поначалу, впрочем, "Побег" смотрится смертельно серьезным. Бодрый доклад доктора Ветрова о состоянии дел вверенной ему клиники весьма драматично нарушается тревожным предчувствием домашних неприятностей. Для пущего эффекта неприятности подмонтированы сюда же – запинающийся голос Миронова, испуганно лепечущего что-то о новой операционной, сливается с предсмертным мычанием его жены (Виктория Толстоганова), которую душит неизвестный в черной маске. Вернувшись домой и обнаружив тело супруги, доктор стенает над трупом любимой, довольно убедительно вопя в потолок: "Это я во всем виноват!". За чем и застают его пришедшие к ужину гости. Затем следуют арест, суд, случайный побег из вагон-зака и долгое-предолгое шатание беглого врача по лесам – хитрый доктор идет след в след за разыскивающей его опергруппой. Снят этот турпоход точь-в-точь как сюжет программы "Вокруг света", где хитрые туземцы демонстрируют корреспондентам дюжину своих охотничьих умений, не сходя с одной полянки: здесь во мху переночевал, через два метра свалился в медвежью яму, через три метра – схоронился за кустиком, через пять – бултыхнулся в лужу. И все это – не забывая надсадно стонать, пыхтеть и охать. Смотреть на эту физкультуру даже как-то неловко: видно, что у Миронова, привыкшего к вдумчивой декламации русских классиков, и искусство маскировки, и пустые междометия вызывают рефлекторный протест.