И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И В ТАЙГЕ БЕГЛЕЦ

"Газета"
28.03.2005
Игорь Потапов

Премьера фильма "Побег"

Алексей Серебряков совсем не похож на Томми Ли Джонса, а у Евгения Миронова лицо куда одухотвореннее, чем у Харрисона Форда. Однако зачин нового фильма Егора Кончаловского до такой степени повторяет сюжет американского "Беглеца", что впору кричать о плагиате. Но даже плагиат (несмотря на легенду об экранизации "повести Олега Погодина") – не большая цена за то, чтобы увидеть внятный отечественный боевик, после чего можно выйти из зала без ощущения непроходящей изжоги.

Сходство, конечно, поразительное. Мало того, что главный герой – несправедливо обвиненный в убийстве жены хирург (Евгений Миронов), который сбегает из-под конвоя и пешком через бездорожье бредет обратно на место преступления отмерять возмездие истинному злодею. Того, что преследует его крепкий, что твой кремень, сотрудник правоохранительных органов (Алексей Серебряков), готовый идти за своей добычей – как и все нормальные герои – в обход через болота, тоже недостаточно. Кончаловский намеренно повторяет целые мизансцены, и с трудом верится, что на подобные нехитрые уловки приходится идти из-за недостатка воображения. Ведь хватило же умения не делать главного негодяя (Андрей Смоляков) одноруким бандитом, как это было в американской версии. Более того, фантазия авторов разыгралась до такой степени, что к сюжету "Беглеца" присобачили идею, позаимствованную из другой кинопогони, фильма "Отчаянные меры" с Энди Гарсия. Там полицейский бегал за преступником, чтобы сделать из него донора костного мозга для своего безнадежно больного сына, здесь же Серебряков хочет поймать Миронова живьем, поскольку тот – уникальный специалист, способный сделать редкую операцию безнадежно больной дочери ловца. Вопрос, кто отпустит отсиживающего срок убийцу в белом халате в Москву на операцию, даже не рассматривается – возможности нашей милиции, как известно, безграничны.

Несмотря на вышеизложенное, лучше все же не ругать умелого ремесленника Егора Кончаловского, а порадоваться за то, что в боевике российского производства в кои-то веки встречаются живые люди, что причины их поступков стали внятными, что каждое ненароком вывешенное в кадре ружье сделает свой выстрел, и что ни один второстепенный персонаж (вплоть до торговца фруктами в провинциальном сибирском городке) не болтается без дела. Хорошо сделанные погони, потасовки и перестрелки уже не удивляют, но все равно приятно посмотреть на то, как лихо, на западном уровне, можно снять череду эпизодов "один бежит, другой догоняет" в кондовых декорациях из ржавых гаражей и деревянных палисадников. Главную коллизию фильма "взяли попользоваться", но приятно уже то, что заимствованная история не ползет по швам после перелицовки и произнесенное человеком с красной книжечкой "Я из ГУИНа" звучит не менее, но и не более нелепо, чем "Я шериф Джерард". Если этих аргументов недостаточно, то вот последний: после двух "Антикиллеров" Кончаловский снял кино, в котором нет ни демонических уголовников, ни опереточных чеченских террористов. Уже достижение, как ни крути.

Единственный и большой минус "Побега" – некстати сервированная сентиментальность. Но эта болезнь – не врожденная, инфекция перенесена вместе с желанием снять как "у них". Прошли те золотые черно-белые времена, когда вор убегал потому, что он вор, а полицейский догонял потому, что он полицейский. Теперь зрителя надо не только развлечь погоней, но и выжать из него все эмоции. Досуха, до последней слезинки. Отсюда и берутся в приключенческом кино такие диковины, как призрак жены-покойницы, девочка-инвалид с акварельными красками, обездоленные сироты и суровые мужчины, рыдающие в голос. Набор несуразиц не искупается даже редкими эпизодами юмористического толка. Что жалко, ведь именно в них проглядывают истинные лица хороших актеров. Герой Серебрякова становится похож на человека не в моменты семейной экспрессии и не в прыжках со второго этажа, а в ту секунду, когда у него на глазах проводник-таежник махом осушает припасенную бутылку водки. Герой Миронова напоминает хорошо заведенный механизм – когда держит в руке скальпель, когда рыдает над телом любимой, когда скачет по подземельям большого города. Но как же он хорош в нелепом шахтерском комбинезоне, в компании горняков, едущих в загаженном плацкартном вагоне в столицу стучать касками на Горбатом мосту! Кстати, вагонная драка неумытых угледобытчиков – одно из самых сильных впечатлений от российского кино последнего времени. За такие сцены Кончаловскому можно простить любую вторичность. А оригинального "Беглеца", к тому же, и так не все видели.