"ПОБЕГ"

videoanons.ru

Ни для кого не секрет, что новый фильм Егора Кончаловского состоит в близком родстве с тем из "Беглецов", в котором Томми Ли Джонс гонялся по американским городам и весям за Харрисоном Фордом. В обоих фильмах главный герой – невинно осужденный за убийство жены преуспевающий врач, который, воспользовавшись неожиданно представившейся возможностью, во время этапирования бежит из-под стражи. А сбежав, устремляется в родной город (в нашем случае, в Москву) с тем, чтобы найти и покарать настоящих убийц любимой женщины. При этом со всей однозначностью римейком "Побег" назвать нельзя, все-таки и сюжет у него "побогаче" будет, да и психологическая подоплека происходящего в российском фильме куда как сложнее.

Первое и, пожалуй, определяющее отличие двух картин – это внимание к подробностям, проявленное нашими товарищами. Нет, в самом деле, что у них там, в "Беглеце", интересного-то: ну, убегает измученный Форд, ну, идет по его следу неумолимый Джонс – детские догонялки какие-то. В "Побеге" все круче и всего больше: тут вам и демонстрация успешности доктора, с аплодисментами коллег и благодарностями пациентов, и убийство его жены во всей красе, с хрустом костей и кровавыми пятнами на стенах, а сам побег – это же вообще шедевр, это вам не какое-нибудь паршивое крушение. У наших – все серьезно и продумано, вплоть до колоритной бабуси, которая вроде только что пирожками торговала, а потом как бабахнет из обреза.

Опять же психологизм: вы думаете, этот доктор Ветров просто так бежит? Нет, он бежит, ведомый призраком невинно убиенной супруги, которая не только наставляет кающегося вдовца в пути, но и указывает высокую цель его миссии, потому, наверное, он ни в реке, ни в болоте не тонет и для пуль оказывается недостижим. Да и полковник, который командует погоней, тоже имеет в этом мероприятии свои особые интересы, поэтому стрелять в доктора запрещает и делает все, чтобы заполучить его целым и невредимым. А разворачивается сие напряженное действо на фоне невероятно красивых среднерусских пейзажей, прямо-таки располагающих к задушевности и мыслям о вечном. Но это только на пленэре, когда же герои добираются до Москвы, настроение как-то неуловимо меняется.

Наверное, просто нет в столичном мегаполисе места настоящему национальному колориту, которым этот фильм начинен с подлинно русской щедростью, как правильный пирожок капустой. Символы Родины – это не только бабка с обрезом да удивительной красоты болота, но и живописнейший проводник дядя Вася, высаживающий залпом пол-литра из горла, и зависший на фоне молочных облаков Ленин, украшающий привокзальную площадь райцентра, и "звягинцевская" лодка среди озера, а в лодке неприкаянный доктор со сломанным веслом. И даже автомобили УАЗ, которые непременно требуются полковнику для погони, – тоже из числа символов, хоть и попали сюда явно за спонсорские деньги. Как, кстати, и водка, которую глушит Василий, – с рекламой в фильмах Егора Кончаловского никогда особых проблем не было (достаточно вспомнить "Антикиллер 2"), а на этот раз она еще и довольно органична.

Но это все не главное, главное в том, что этот товарищ (и он не одинок) уже в который раз пытается снять народное (знать бы еще, что это такое) кино "чистого жанра", прямолинейное и без претензий, а в итоге получается невесть что и сбоку доктор. Потому что этих самых претензий столько, что авторы просто не знают, чего бы такое с ними сделать. И если полтора года назад второй "Антикиллер" при тех же недостатках смотрелся вполне прилично, то "Побег" – со всей его наивной вторичностью – оставляет неприятный осадок. Не спасает даже жестоко убедительная игра Евгения Миронова, которому, кажется, дай только в руки скальпель, он и впрямь пойдет пациентов резать. В общем, нездоровое какое-то кино, хоть и про доктора.