МЕРТВЕЦ, БЕГЛЕЦ И ПЛАЧУЩАЯ ГЛУБИНКА

Журнал "Эксперт" №12
28.03.2005
Юлия Вишневецкая

В российский прокат выходит фильм Егора Кончаловского "Побег" – очередное звено в цепи дорогих российских проектов, рассчитывающих стать блокбастерами не хуже голливудских. В отличие от Бекмамбетова с Сидоровым, режиссеров "Боя с тенью", создатели "Побега" не просто ориентируются на Голливуд, а откровенно переписывают его на свой лад. "Побег" вчистую слизан с фильма 1993 года "Беглец" с Харрисоном Фордом: несправедливо осужденный за убийство нейрохирург (Евгений Миронов) бежит из тюрьмы, параллельно разыскивая настоящего убийцу и уворачиваясь от преследователей из правоохранительных органов.

Эти два источника – "качественная" российская попса и голливудские боевики – в общем-то и определяют все, из чего сделан фильм Кончаловского. Пожалуй, еще стоит учесть несколько операторских трюков, понадерганных из разного арт-хауса: герой, например, ходит среди обугленных берез и уплывает в лодке, как Джонни Депп в "Мертвеце". Еще в фильме много неувязок и штампов, придающих этому, условно говоря, римейку оттенок пародийности. В тайге, например, где герой скрывается от правосудия, сама собой появляется одинокая избушка, где живет его тесть, – этого тестя потом без всякой необходимости убивает главный отрицательный герой с говорящей фамилий Топилин. Причем приезжает он туда через несколько часов после Беглеца, хотя Беглец идет пешком, а Топилин едет на "лендровере". Вертолет спецназа прилетает еще позже – заметим, все в одно и то же время отправились из одного и того же пункта. Потом Беглеца ловят, но он прыгает из вертолета в ночное небо и случайно попадает в какой-то водоем, откуда довольно быстро выныривает вместе со своими наручниками. "Ветров не мог умереть! Он чемпион по прыжкам в воду!" – с пафосом восклицает Добрый Следователь (актер Алексей Серебряков) и идет домой к дочке-инвалиду, которой – так уж получилось – может помочь только Беглец. Такое ощущение, что создатели фильма попытались запихнуть в 117 минут блокбастера уже отснятый многочасовой сериал – и, склеивая и вырезая куски, не успели посмотреть все целиком.

В принципе все это не страшно – не первый и не последний плохой фильм, не первый и не последний откровенно коммерческий, – но что-то в нем вызывает ощущение чуть ли не персональной обиды. На пресс-конференции создатели фильма делали вид, как будто вообще не понимали, за что их ругают кинокритики. "Я уверен, что у меня в Подольске зрители будут плакать после этого фильма", – сказал исполнитель роли Топилина Алексей Смоляков. При этом ответы на вопрос о любимых фильмах оказались парадоксальными: Кончаловский, оказывается, любит Вима Вендерса, продюсер и сценарист назвали Мурнау и Феллини. Тут-то и стало понятно, в чем заключается оскорбление: похоже, эти люди, в принципе знающие, что такое хорошее кино, абсолютно сознательно спекулируют на чувствах условного жителя Подольска в расчете на его наивность и готовность отдать половину своей подольской зарплаты за то, чтобы приобщиться к высокому искусству кинематографа.