НЕ БУДИТЕ СПЯЩУЮ ПИРАНЬЮ

Журнал "Итоги"
2006
Стас Лобастов

Видимо, основательно подустав от серьезной телевизионно-художественной классики, продюсер Валерий Тодоровский решил отдохнуть душой и обратился к немудрящим жанрам. Новый фильм "Охота на Пиранью", поставленный режиссером-дебютантом Андреем Кавуном, – великолепный отечественный образец экшн-триллера подростково-молодежной, эмтивишной ротации, а-ля "В тылу врага" Джона Мура.

Появление в проекте актера Владимира Машкова символично. В ленте Мура Машков охотился на американского пилота, гоняя героя Оуэна Уилсона по боснийским просторам, а в проекте Кавуна Владимир, напротив, сам предстает в образе жертвы. Правда, совсем не беззащитной. Его герой – агент спецподразделения "Пираньи" Кирилл Мазур с красавицей-напарницей Ольгой (Светлана Антонова) отправляется в сибирскую тайгу, чтобы ликвидировать лабораторию, где производилось в советское время секретное биологическое оружие. Но волею судеб парочка попадает в лапы полусумасшедшего "хозяина тайги" Прохора (Евгений Миронов). Этот самый Прохор, еще в детстве фрустрированный гибелью отца на том самом полигоне, который должен был подорвать Мазур, промышляет торговлей оружием и наркотиками. А на досуге развлекается охотой на случайных любителей сплавов по бурным сибирским речкам и фанатов походной романтики. И вот уже невозмутимый Кирилл в компании нескольких гражданских и одного матерого уркагана убегает от загонщиков с ружьями, попутно этих самых охотников истребляя.

В отличие от того же "Тыла", картины сугубо серьезной и временами многозначительной, "Пиранья" – кино остроумное, отвязное, сохранившее какой-то ностальгический дух первых постперестроечных боевиков. Тогда отечественные режиссеры разливали по флаконам гремучую киносмесь совка, грусти по утерянной России и претензий на голливудские стандарты. В засекреченной лаборатории ученый разбивает колбу со страшным вирусом не по злому умыслу, а случайно (так и хочется предположить, что был либо пьян в стельку, либо с похмелья – с "нервами навыпуск", как говорил Веничка Ерофеев). Злодей Прохор представлен эдаким вспыльчивым барином вроде Троекурова, а хозяйство его напоминает новорусскую вотчину с элементами сюрреализма: молодые холопы ряжены в костюмы белых офицеров, бабы носят ведра на коромыслах. Кирилл Мазур, обложенный убийцами, мастерит себе лук с фирменным машковским выражением "не ссы, прорвемся" на лице. Иронии интеллигентного, но сумасшедшего барчука Прохора-Миронова Владимир Машков противопоставляет иронию "пацанскую" и настоящую голливудскую ухмылку в стиле Джона Уэйна.

Андрей Кавун, комментируя свою работу, сказал, что, сработав три сериала ("Команда", "Вокзал", "Курсанты") и устав от тонких отношений персонажей и "психологических разговоров", решил сделать простое зрелищное кино, реализовав свои мальчишеские фантазии. И это ему вполне удалось – ураганная и изобретательная "Пиранья" действительно вызывает у зрителя какой-то детский восторг всякий раз, как очередной "охотник" попадает в хитрую западню спецназовца Мазура.