КИНО, КОТОРОЕ МЫ ПОТЕРЯЛИ

kinoafisha.ru
Игорь Михайлов

Введение. Когда-нибудь наши потомки, изучающие непостижимо далекое для них кино России начала XXI века, с удивлением будут строить догадки о странных тенденциях, возникших в фильмообразованиях на рубеже веков. Звучать эти предположения могут так: "В основу наиболее кассовых кинохитов клались достаточно фильмопригодные книжные истории, из которых в процессе адаптации к белому экрану изгонялось все то, благодаря чему эти книги оказывались востребованными у читателя. Фактически сценаристы и продюсеры оставляли от литературных прототипов одни наименования. Что же касается свежести образов героев, интеллектуальной насыщенности, аналитической составляющей, то в отношении всех этих элементов, которые могли заставить зрителя задуматься над содержанием фильма хоть на минутку, книги подвергались полной и абсолютной кастрации. Заменялись не только форма и содержание повествования, ликвидировалась первооснова, оставляя в сухом остатке бессмысленные похождения безумных персонажей и название проекта, которое уже не имело никакого смысла. Первой ласточкой интеллектуального кинооскопления книжной продукции стал "Ночной (дневной) дозор", в процессе кинофикации которого Эрнстом Бекбамбетовым из книги была изгнана вся харизма лжепротивостояния двух миров, а повествование из логичной конструкции превратилось в основу для бессмысленного шоу. Следующим заявленным проектом подобного рода оказался фэнтэзийный боевик "Смерш XXI", в который звездное дитя по имени Егор Кончаловский захотело переработать антикоррупционный роман Василия Головачева "СМЕРШ 2". И, наконец, на свет Божий появился трэшак "Охота на Пиранью", который практически полностью подмял под себя изысканнейший психологический триллер с одноименным названием, извратив, унизив и уничтожив все живое, что делало таким привлекательным литературный первоисточник".

Часть I. Книга. Офицер морского спецназа по прозвищу "Пиранья", устав от боевых походов, вступает в матримониальные отношения с преданно любящей его женщиной. Взяв отпуск, накопившийся за долгие годы преданной службы на благо Родины, "Пиранья" уплывает в свадебное туристическое путешествие с молодой женой. Их ждут: красота сибирской природы, щедрость любовных ласк, шепот ветров, прелесть лесных рек. Счастливые влюбленные не знают, что боги уже перевернули страницу их судеб и радужным надеждам не суждено сбыться. Во время короткой остановки плота таинственные незнакомцы в камуфляже и знаками различия войск противохимического назначения извлекут влюбленных мужчину и женщину из кажущейся крепкой ракушки счастья и ввергнут в пучину страшных испытаний. Доставленные на лесную заимку герои осознают, что стали добычей для местного олигарха, предпочитающего охоту на двуногих преследованию лесной дичи.

На глазах главных героев и собственного мужа будет неоднократно изнасилована ранее прибывшая на таинственную заимку соратница по несчастью. Жестоким истязаниям подвергнутся остальные участники эксперимента, а сам "Пиранья" будет полностью оттатуирован в отместку за непослушание. Теперь для всего внешнего мира похищенные становятся беглыми заключенными. Но самое страшное ждет отчаявшихся людей впереди. Жестокая охота не только раскрывает мерзкую сущность преследователей, она полностью сдирает тонкую человеческую оболочку преследуемых. Вот "Пиранья", оставшись наедине с двумя женщинами, своей женой и оставшейся без мужчины беглянкой, по просьбе супруги устраивает любовную оргию с внезапной соперницей, чтобы у нее восстановились силы, необходимые для тяжелого пути. А вот он вынужден добить женщину, с которой только что занимался любовью, поскольку после серьезной травмы она не в состоянии уходить от преследователей. А вот в городке, в который после долгих таежных боев выходят всего два оставшихся живыми человека, жена "Пираньи" вынуждена ублажать своим телом сразу нескольких незнакомцев, требующих расплаты за предоставленную безопасность. И, о, ужас, она получает от этого удовольствие. А "Пиранья" начинает ненавидеть женщину, страшной ценой спасшей его жизнь. Кровь, смерть, ужас, и вот, казалось бы, вожделенное спасение. "Пиранью" на секретной базе уже поджидает отряд морского спецназа, который спасет от бандитов и полностью разложившихся, коррумпированных сил правопорядка. Но посланники Прохора убивают бывшую когда-то любимой жену, избавляя супермена от долгой и мучительной агонии отношений. И тогда, добравшись до убежища, "Пиранья" в последний раз выходит из него, чтобы хладнокровно ликвидировать врага, уничтожившего всю последующую жизнь морского разведчика. Вместе с предметом мести диверсант убивает ни в чем не повинную, едва достигшую совершеннолетия случайную подружку охотника. "Зачем ты разбил мою игрушку?" – скажет палач, превратившийся в жертву, про свою женщину перед тем, как умереть. А "Пиранью" ждет осознание абсолютной бессмысленности дальнейшего существования, мир без любви, отечества и веры.

Утешься, уважаемый зритель, это всего лишь сюжет романа Александра Бушкова "Охота на Пиранью", в котором писатель сумел создать редкостное сочетание напряженного боевика, поражавшего читателя непредсказуемостью сюжетных поворотов, и психологической саги, доказывающей, что, убивая, преследуемый человек превращается в такого же зверя, которым является преследователь. И никакого хэппи-энда в истории, сюжетом которой является охота на людей, не бывает по определению. Ничего этого вы не увидите в фильме с одноименным названием.

Часть II. Фильм. Элитный спецназовец, которому по колено море, получает вместо ожидаемого отпуска задание доставить до глухого таежного озерка взбалмошную деваху, по недоразумению являющуюся капитаном резерва ФСБ. На месте назначения девчонка, постоянно писающая и какающая в процессе ее плотодоставки, должна подорвать таинственный засекреченный склад с химическим оружием, носящим название что-то вроде "Птицы счастья", которое при умелом использовании способно дезактивировать половину человечества. Впрочем, при соприкосновении с водой это вещество теряет свои волшебные качества. Для чего в этом случае подрывать после водяной экзекуции склад, совершенно неясно. Но выясняется, что девчонка не только взбалмошная, туповатая и не умеющая плавать, так она еще и в пиротехнике совершенно не сечет. Непонятно по каким причинам заряд тротила, заложенный под секретный химсклад, оказывается такой мощности, что надувная лодка, на которой приплыли наши герои, летит прямиком в зрителя, а секретные агенты в процессе контузии попадают к бандюкам. Главный предводитель гангстеров, сохранивший шишковское имя Прохор Петрович, успел стырить парочку галлонов чудодейственного военного ресурса из глубин озерных и теперь ведет переговоры о продаже емкостей предводителям военизированной арабской группировки "Красный Аллах" (свят, свят, свят). Ну, а перед успешной сделкой отчего же и на людей не поохотиться? Соратница спецагента, вначале категорически не признавашая его мужских достоинств, увидев машковскую голую жопу и фонтан брызг над ней, ломается и придается эротическим поллюционным фантазиям. Не стоит говорить, что делить своего кумира она ни с кем не собирается. Поэтому еще одну гарну дивчину в процессе путешествия трахает беглый зэк, который и выполняет впоследствии обязанность "Пираньи" по свертыванию шеи Виктории, случайно сломавшей не ногу (как в книге), а целый шейный позвонок. Впрочем, никакой неоднозначности героев в фильме быть не может, а хороший человек женщину убивать в любой ситуации не станет. И поэтому альтер эго "Пираньи" впоследствии окажется полным подонком и предателем. Но самым забавным зрелищем является второе пришествие ФСБшницы, которая сначала сгорела в хижине, а потом, аки птица Феникс, свалилась офицеру на плечи с воплем: "Где ты был, сучара, я ж могла подохнуть, опять мир спасал, а я в этом была уверена, ты ж мой лапусенок".

Вменяемый зритель вряд ли поверит в этот казус, но в оригинальном сценарии в моменте появления героини так и написано: "Появляется женщина". Никакого логического обоснования этого явления не существует. Впрочем, какая уж тут логика, если в первоначальном варианте создатели трэшака ухитрились при цитировании перепутать партийную кличку философа, произнесшего бессмертную фразу про звездное небо над головой и нравственный мир внутри нас?

Заключение. Уважаемые зрители, мы можем еще сколько угодно изгаляться над опусом, который Валерий Тодоровский спродюсировал, видимо, в угаре после провала очень достойного фильма "Мой сводный брат Франкенштейн". Вероятно, потомок орденоносного режиссера, оскорбившись на зрителя, поклялся: "Ну, что же, если вам не нравятся хорошие фильмы, то смотрите ту дребедень, которую вы заслуживаете". И, что интересно, действительно заслуживаем. Жаль только одного. Ну, лепили бы горбатого на основе собственноручно придуманных аляповатых сюжетов. Так нет же, выбирают хорошие книги и разрушают их до основанья, а затем...