ОХОТНИЧЬЕ ПОСОБИЕ ПО СПАСЕНИЮ МИРА

pravaya.ru
17.05.2006
Денис Ступников

Чтобы не ломать лишних копий вокруг фильма "Охота на Пиранью", следует с самого начала признать, что он откровенно непритязателен.

Попадая в самые неправдоподобные ситуации, герой фильма – спецагент Кирилл Мазур – неизменно намурлыкивает себе под нос ностальгический мотивчик и, разумеется, всегда выходит сухим из воды. Песня "Капитан" оказалась таким мощным генератором идей, что ее изрядно перелопатил не только режиссер фильма Дмитрий Зверьков, но и две группы, вошедшие в звуковую дорожку "Охоты на Пиранью" – "ГанДуРас" и Tar & "Место Встречи".

Можно было бы и вовсе не замечать столь пустого продукта, если бы не раздутые амбиции его создателей. Непонятно из какой логики они исходили, когда сделали главными отрицательными героями... скрывающихся в таежной глуши староверов в казачьей униформе. Фраза нудного старика "все беды пошли в России с тех пор, как креститься стали тремя пестами" звучит то ли как неоправданная дурость, то ли как пропаганда. Последняя, в условиях намечающегося сближения православных Церквей, выглядит особенно вредоносной. Такого абсурда авторам оказывается мало – и старообрядчество мешается в их распаленных умах с растаманством (!) и модной тусовочной молодежью (пренелепейший образ охотницы). Однако это еще не самое страшное, что предлагается зрителю. Апофеозом фильма становятся окающие селяне, норовящие продать смертельное химическое оружие – исламским фундаменталистам!

Зритель вправе ожидать, что такому вместилищу мирового зла будет представлена многогранная позитивная программа, но не тут-то было. Ходульный капитан сыплет штампами ("Это будет посильнее, чем Фауст Гете"), рьяно цапается со своей спутницей и мажет морду сажей, будто бы он – герой Арнольда Шварценеггера из фильма "Хищник". Тем не менее, Мазур знает себе цену и ставит себе воистину высокие цели: спасение мира. При этом он не обладает даже такими комичными мистическими атрибутами, какие нам явлены в "Ночном" и "Дневном дозоре". Максимум, на что хватает сценариста – это на талисман в виде дырявого рубля с ликом Ленина, висящий на шее у отрицательного персонажа. О такой наивно-опереточной подоплеке нынешнего киношного Армагеддона чутко написали "Смысловые галлюцинации" в песне "За ширмами" из альбома "Большие Планы":

Спасать мир – это просто такая работа
Нужно это уметь – надо это делать красиво
Каждый надеется, каждый верит во что-то
Но это неважно в контексте спасения мира.


Предмет веры (нарочито?) размывается и в "Охоте на Пиранью". Главный антипод Мазура – демонический Прохор тоже любит поглядывать на небо. Он романтичен и не чужд высоким порывам. Устраивая охоту на капитана и его подругу, Прохор великодушно предлагает им вооружиться ножами в благодарность за "интеллектуальный" ночной разговор со своим пленником. В финальной дуэли на шпагах злодей представляет себя Дантесом и цитирует "Евгения Онегина". Только вот Пушкин из его соперника – никудышный. Развязка оказалась даже плачевнее, чем если бы "мировые спасители" погибли (тем более все к этому и шло). Стервозная дамочка вцепилась в капитана мертвой хваткой и, конечно, не будет ему давать своими истериками покоя до конца дней. Плюс ко всему периодически придется отбивать атаки помпезного Прохора, который в итоге намекнул, что неуничтожим в принципе. И противоядия этой нечисти нет. Как поется в песне "Хочется жить" (группа "За деньги"), вошедшей в саундтрек к фильму, "мир поделен на убитых и раненых". А святых и праведников в этой градации не предусмотрено.