"ОХОТА НА ПИРАНЬЮ"

kinopoisk.ru
03.04.2006
Екатерина Русанова

Стоит смотреть хотя бы из-за спускающего курок Жени Миронова в виде альбиноса, у которого все человеческое осталось где-то глубоко внутри. Если осталось.

Из всех отечественных блокбастеров этот – самый заметный и самый на блокбастер похожий. Дыма без огня не будет. Во-первых, есть две противоборствующие стороны, как в комиксах или фильмах про Джеймса Бонда. Причем у господина Бушкова, чья одноименная книга положена в основу, писано по-другому. Герои выбывали из игры в том же порядке, но было их меньше на одного и бегали по лесу они с менее завидной прытью. Что до отрицательного персонажа, на нем внимание акцентировалось не столь навязчиво. Вернее, не акцентировалось вовсе, он был где-то там, за туманами – был, и шут с ним. На пятки в буквальном смысле не наступал и определенной фирменной харизмой не обладал.

Но режиссер Андрей Кавун книгу не читал, а целиком и полностью положился на художественный вымысел и вкус автора сценария Дмитрия Зверькова, адаптировавшего произведение к удобному переложению на основополагающие лекала экшна, как он есть. Появились крайности: черное-белое, минус-плюс. Бескомпромиссно и прямолинейно. Оппозиция-противостояние плохой-хороший.

Во-вторых, на главные роли утвердили лидирующий командный состав настолько непотопляемый, что снимай хоть два часа кряду совершенную муть, фильм безнадежным не станет. Сюрприз в том, что Машков нынче положительный герой, а вот Миронов всяческими экстремальными мерами пытается избавиться от мышковитости и приобрести машковитость. Мышите-не мышите, а играет он героя отрицательного. Внешность у Жени самая домашняя и умиротворяющая, да к тому же и зрительское восприятие зацикленно реагирует исключительно на доброкачественную амплитуду траектории его амплуа. Чтобы обстоятельнее применить к Миронову новое нетипичное кредо, ему вытравили волосы для пущей убедительности образа. Уже на стадии беглого ознакомления мальчиш-плохиш опознан за версту невербально.

В-третьих, обратите внимание! – плохиш белый, совсем белый, что принципиально отличает его от населения азиатской анимации и хоррора, когда злодеи всегда с темными глазами и волосами.

В-четвертых, штампов полно, куда без них? По иронии судьбы, один мироновский герой сам недавно давал стрекача по тайге в "Побеге". Там его догоняли, а он убегал, здесь все наоборот. Там он уходил болотами и огородами, здесь от него уходят тем же манером. Те же собачки, тот же преследователь неизменный в виде пискливого мальчонки из шоу "Последний герой".

Смертоносный газ точь-в-точь газ трехиксовый, с теми же последствиями для ученых и устремлениями главзлодея погубить весь мир. Распространенная ошибка многих произведений: убивцы почему-то боятся делать контрольный выстрел в голову, из-за чего позже возникают проблемы для убивцев. Из "Рэмбо" фабула и находки для умельцев "сделай сам" и "очумелые ручки": самострелы, медвежьи ямы, натуральные луки и натурально оперенные в походных условиях стрелы. Все исключительно из того, что по дороге попалось. Целый справочник по выживанию.

В-пятых, и со штампами смотрится увлекательно. Потому что скучать просто некогда. То морду бьют, то ноги уносят, то что-то мастерят из подручных средств. Ясно, что спасутся, неясно, в каком порядке будут исключены, с какими интервалами и что для спасения изобретут. (Как говорил товарищ Сухов, "война – это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает".) Еще есть слоганы: у Мазура – "ну, это нормально", у Ольги, его спутницы – "а мы разве на "ты"?

В-шестых, коль речь зашла о речи, хочется отметить, что стилистика господина Бушкова во многом соблюдена. Огромный плюс фильма в том, что у каждого героя свой проработанный образ и своя манера изъясняться. Даже читая сценарные реплики без прописанных персонажей, можно с уверенностью сказать, кому какие тирады принадлежат. Унтерпришибеев Мазур говорит, как отсекает, будто толкает устав; у Прохора ввинчиваются издевательские нотки, ораторствует, как матерый циник; зэк – он и в Африке зэк; старообрядец и сволочь Кузьмич вообще вещает по-книжному.

В-седьмых, снимая "экшн с человеческим лицом", как выразился Валерий Тодоровский, супермена Машкова с суперменским телом снабдили суперменской непоколебимостью и не суперменским, надо полагать, интеллектом, который должен читаться на лице. Карикатурно-выпуклые образы дуализма нет-нет, да и подернутся дымкой широты русской натуры: Прохор заплачет от душевной боли, когда вы уже станете сомневаться, есть ли у него душа. Он валит людей, как дичь, и трогательно умиляется паучком. Цитирует наизусть Канта, отрывки из "Фауста", а в следующий миг отстреливает человеку ухо за просто так, от нечего делать. Гипертрофированный пример "лишнего человека". Ему так скучно, что нужно постоянно себя развлекать – то царской охотой, то маскарадом в специально отстроенной заимке. У него на самом деле с головой не все в порядке – замкнуло однажды, но разучился чувствовать на всю оставшуюся жизнь. Поглядишь на Женю и согласишься с Андреем Кавуном, который сказал "ему есть, что играть".

В-восьмых, визуальная сторона не подкачала: травка зеленеет, солнышко блестит, лес самый лесистый, хвоя самая хвойная, лиственность самая лиственная, девушка в купальнике сама женственность... если бы еще и молчала. Таежный роман. Там, где не тайга, а заимка, и декорации, и костюмы прорисованы до мельчайших подробностей. Все, что на Миронове надето – бохато, одно слово. Не бедный родственник, а царек и божок. Еще бы мечом махал аккуратнее... всегда под "Болеро" Равеля.

В-девятых, слава Богу, и продюсеры, и режиссер решили избегать соблазнов и не зарядили фильм спецэффектами под завязку, где надо и где не надо. А где есть – там их видно невооруженным глазом: взрыв на озере, дуэль на движущемся поезде... Боже мой, когда бы состав летел с такой скоростью, никто бы на ногах не удержался... (Но какой русский не любит быстрой езды?) Актер Машков усердствовал, исполнял все трюки сам, из-за чего у творческого актива, полагаю, прибавилось седых волос.

В-десятых, не обошлось без ударений: где нужно, по режиссерскому замыслу изображение становится обшарпанным, черно-белым, чтобы усугубить неприглядность действительности; или, наоборот, в глазной радужке отражается пламя для эффекту.

Итак, подытоживаю: добротно, сердито, по-нашему. Русские интонации не спутаешь ни с чем. Русская продукция видна даже по вырванному из контекста эпизоду. Но зато наша. Но зато качественная. Динамично, нескучно, захватывает, органика на всех уровнях и подуровнях. Любопытный злодейский персонаж "массовик-затейник" (какого еще не было) в конфронтации с отечественным суперменом "мужчины завидуют, женщины вздыхают" (каких было мало). Причем у каждого – своя музыкальная тема. Причем каждый – Терминатор: один широко шагает тяжелой поступью и мочит полк противников-мазеп с непрошибаемой железной мимикой недрогнувшего лицевого мускула; другой уже не чувствует ни страха, ни боли, ни совести. Занятно.

Успех в прокате спрогнозирован. И на сей раз за державу не обидно ни капельки.

Смотрите САМИ. Мое мнение – не ваше.