КАЗАКИ-ПОКОЙНИКИ

filmoscope.ru
10.04.2006
Алексей Копцев

Реалити-шоу против объективной реальности. Пока Май строит козни, а рабочий Шандыбин бежит в мешке – страна живет. Любит и ненавидит, рожает и пьет на поминках, делает множество настоящих, непритворных дел. Герои шоу – это не люди, а строчки сценария, абзацы и препинаки, рожденные усталым умом режиссера.

То же и с кино. Есть фильмы, полные жизни, они дышат, беспокоят и тормошат равнодушного зрителя. А есть – инертные миражи, медийные фантомы, бесплотная фикция, полученная от деления на ноль. Вроде и было кино, а вроде и нет. Наблюдаю тенденцию – столичная киномолодежь уже не работает в синематографе, она в него играет. Балуется. Оттого некоторые наши "суперпремьеры" оказываются набором приколов и фишек, последовательностью гениальных кадров и собранием всевозможных, в большинстве своем ернических, цитат. Чтобы не было мучительно стыдно перед бомондом.

А бомонд любит кино зрелищное, скоростное и безжалостное. Кинематограф в "дозорном" стиле. Когда форма топчет несчастное содержание дорогими лакированным башмаками, в которых отражаются дивные красоты окружающего мира. Жестче, еще жестче! Поддых! За яблочко! И режиссер Андрей Кавун практически справился с поставленной задачей, наладил командную игру, поставил удар. Уверенные пасы. Опасные ситуации. А то, что чушь... ну, как сегодня без этого?

Все мои вопросы и претензии к бывшему нашему земляку, автору сценария "Охоты на Пиранью" Дмитрию Зверькову. Дима, ты где такую Сибирь видел? Откуда в наших высокотехнологичных краях взяться ряженным в бутафорскую форму белогвардейцам-семеновцам, пышным пейзанкам, словно сошедшим с рекламы магазина "Березка"? Липовым кержакам, жрущим до посинения самогоновку? Все таежные жители давно носят китайский ширпотреб, а "фроси бурлаковы" успешно учатся в столичных ВУЗах.

Ась? Так у Бушкова было? Ну да, автор, проникшись духом "Угрюм-реки", населил свою повесть колоритными персонажами и даже назвал главного героя Прохором. Только новая "сибириада" выходит какой-то вычурной, балаганной, "а-ля натюрель". И весь антураж "Охоты на Пиранью" – это экстремальное реалити-шоу, северо-восточный вариант знакомого каждому "Последнего героя". Вон даже Новина позвали, главного скандалиста из "Суперигры". Ему, кстати, роль мерзавца впору. Чего не скажешь о неожиданно поседевшем Евгении Миронове, обратившемся в отморозка Прохора. Противный – страсть!

Жил-был на секретном советском объекте школьник Проша. Любил Ленина и папу. Был вхож в закрытые лаборатории. Ну, ребенок – пусть посмотрит на бомбы, зарином подышит. Только однажды весь этот папкин институт подвзорвался. Весь свет советской военной науки был затоплен вместе с базой. Остался только Проша.

В то же самое время другой советский школьник Кирилл Мазур (Владимир Машков) мечтал стать суперагентом. Рос он, рос, и дорос до звания каперанга, героя морского спецназа. Капитану Мазуру поручают ответственную операцию – выдвинуться на российско-китайскую границу в район города Шантарска, обнаружить и уничтожить секретный объект. Ту самую подводную базу из детства Прохора.

В напарницы Мазуру дают ученую Ольгу: четвертый размер груди, на крестце – татушка, все как положено в новом российском боевике. Красивая, умная и неприступная. Она вовсе не жалует смуглокожего, накачанного, симпатичного до одурения Мазура. (Эта весна дарит нам целую плеяду мужских задниц. Сначала – Куценко в "Жести", а теперь и Владимр Машков продемонстрировал стране свою пятую точку.)

Так с шутками и прибаутками группа добирается до Мертвого озера, взрывает объект... и попадает в плен к войску белобрысого Прохора. Живет эта публика старорежимно: крестится двумя перстами, говорит, "окая", ведет натуральное хозяйство, а заодно – ловит заблудших туристов. Чтобы использовать их потом в качестве дичи. Во время охоты на человека. Но теперь, как вы понимаете, все будет совсем иначе. Кирилл ужо всем им задаст.

Трудно обойтись без сравнений. Помните фильм "Трудная мишень" с Ван Даммом? Кино древнее, но не растерявшее со временем своего обаяния. Тоже survival, и герой похожий. С одним только отличием – его было жалко. Нашего Мазура не жаль. Совсем. А все потому, что хороший актер Владимир Машков совсем не верит в происходящие с ним беды. Показателен эпизод, когда капитан проникает в логово врага, а потом лениво, совершенно не напрягаясь, мочит злодеев. Стреляет в пустоту и обязательно попадает. От пуль даже не уворачивается. А нафига? Ведь ему не больно.

Режиссер не уважает сам жанр, превращая экранное действо в еще одну пародию, пикник, чемпионат по пэйнтболу со сворачиванием шей в качестве показательных выступлений. Старик Станиславский тщетно кричал "не верю" – валяется теперь дохлый в канаве.

Если и смотреть "Пиранью", то в качестве пособия по выживанию. Тетива из волос, топор из челюсти медведя – круто. Можно еще полюбоваться на карельские красоты. И только. "Охота на Пиранью" – высокобюджетное, модное баловство с истерикой вместо актерской игры и байкой вместо сценария. Кина не будет. Кинщик угорел.