"ОХОТА НА ПИРАНЬЮ"

Журнал "Киноман"
Джон Сильвер

"Пиранья" обладает всеми признаками высококачественного боевика. В том числе, кстати, и сюжетными "дерибасами" – без грандиозных ляпсусов ни один легендарный экшн еще не обошелся. Но сила хорошего боевика – в том, что его любят целиком, без изъятий. У него есть своя магия, в секрет которой лучше не проникать, иначе это сооружение завалится к чертовой матери, и вместо удовольствия ты получишь язву желудка – неизбежную спутницу повышенной въедливости. Хороший боевик надо принимать целиком, как порцию высококачественной водки, не размышляя, из какого дерьма ее сварганили. Магия у "Пираньи" есть. Черт его знает, на чем она держится. На харизме Машкова, словно рожденного для таких ролей? На юморе ситуаций, в которых, по видимости, нет ничего смешного? На мироновской фирменной ненормальности, способной придать блеск самой фальшивой коллизии? Черт его знает, в чем здесь магия, в каких долях и чья именно харизма в ней замешана. Знаю одно: фильм сделан так, что совершенно не раздражают вещи, за которых иных режиссеров просто поубивал бы. Девственно белые штаны страдальцев, продирающихся сквозь болота и заросли. Или то, что Мазура никак не могут прихлопнуть сорок собранных в одном месте головорезов, подкрепленных милицией и войсками. Потому что интонация, с какой рассказаны эти и многие другие несуразности – верная. Нормальная, здоровая интонация с ироничным прищуром, в расчете на понимающего собеседника. Не без "гонива", конечно – но понимающий человек не позволит себя одурачить, он-то уж способен отличить кролика от бегемота.

Полковник спецназа Кирилл Мазур из подразделения "Пираньи" спасал мир раз шесть. Или семь. Но что толку? Родина вызывает его на дело вновь. Задача: взорвать один химобъект в тайге, в прошлом – завод по производству какой-то невероятно ядовитой дряни, в нынешнем – затопленный секретный объект. В качестве группы прикрытия (или покрытия) Мазуру дают грудастую химичку. И они плывут по таежной реке, надеясь, что им все сойдет с рук – и осквернение природы регулярным мочеиспусканием, и подводный узконаправленный взрыв. Но в тайге свои законы: здесь правит отморозок Прохор, дитя секретного беспредела. Кокаин его уже не очень-то берет. Другое дело – охота за Мазуром и химичкой, которых после взрыва взяли в плен казачки в белогвардейских галифе. Откуда в тайге белогвардейцы? Да ладно вам, ребята, не заморачивайтесь, не снижайте впечатления лишними вопросами! Вам что, легче, если бы в тайге появились якудза под предводительством Лекса Лютора? Молчите, смотрите и наслаждайтесь.

Но есть ли чем наслаждаться, собственно? Тут аудитория разделилась на две неравные половины. Первая расслабляется и получает удовольствие. Вторая придирчиво, с карандашиком в руке, отмечает все, за что фильм можно пнуть. Сценарные ляпсусы. Параллели с другими боевиками. Бездарная актерская игра грудастой химички (при бесспорных физических достоинствах – тут оживляются даже самые мрачные мизантропы). Отвратительный монтаж. Поводов пнуть фильм оказывается огромное количество.

Я отношусь к первой половине. И меня здорово утешает, что на моей стороне – большинство. Причем не только устное, но и письменное. Со многими про "Пиранью" удалось поговорить, многое – прочесть. Радует, что со мной рядом оказались люди, чье мнение я привык уважать и чей вкус проверен годами. Может, мы все вместе попали в плен к какому-то хорошо организованному чудовищному заблуждению, но в такой компании и заблуждаться приятно.

Очень часто бывает так, что сценарная дурость превращает кино в труху. Почему в случае с "Пираньей" не происходит ничего подобного? Вариантов два: либо сценарий не так уж плох, либо его несуразности – условия какой-то большой игры, в которую нас вовлекают. Второй вариант дает лучшее объяснение. Андрей Кавун, о котором никто ничего толком не знает, сумел создать замечательный боевичок при совершенно тупом сюжете. Он обстебал все, чем гордится жанр, одновременно соблюдая все жанровые каноны. В итоге он бьет одним ударом двух зайцев. Умный оценит стеб, тупой – просто порадуется канонам. Все будут довольны – кроме критиков, готовых продать душу дьяволу за возможность употребить лишний раз слово "констелляция". Ну, и еще нескольких тысяч нормальных людей, чье разочарование фильмом носит, как я надеюсь, совершенно случайный характер.