"ОХОТА НА ПИРАНЬЮ" – РАЗБОРКИ ПО-ТАЕЖНОМУ

nashfilm.ru
Влада Гриневски

Вдохновившись удачей "Дозоров", российские кинематографисты решили не останавливаться на достигнутом. Сняв пару-тройку картин в духе голливудских блокбастеров, успех решили закрепить. В итоге с книжной полки сняли знакомую многим еще с детства книжку Бушкова, затарились километрами видеопленки, тоннами пиротехники и стали снимать Фильм (именно так, с большой буквы).

Где-то в тайге располагается секретная военная лаборатория по производству супероружия с издевательским названием "Радость жизни". Впрочем, просуществовать ей суждено недолго – уже через пару минут экранного времени она благополучно взлетает на воздух. Выживает только один, да и тому всего-то восемь лет. Так что, по сути, и не считается.

Через пару десятилетий эту затонувшую еще во времена незабвенного совдепа лабораторию решают "добить". В тайгу отправляют нежную барышню Ольгу Хмельницкую (Светлана Антонова) в компании с бравым ФСБшником Кириллом Мазуром (Владимиром Машковым). Но, как это водится, без происшествий спасти мир не получается: русский Джеймс Бонд и его боевая подруга оказываются под замком в Богом забытом селении старообрядцев. Но, как выясняется, не такое уж оно забытое. Да и бог тут местный имеется. Тот самый мальчишка, который "не считался", выжил, вырос, да еще и большой шишкой преступного таежного мира стал.

Впрочем, нет. Прохор не бог. Он гораздо больше, он – хозяин.

Тайга в "Охоте" – это своего рода временной тормоз. Сотни километров леса – и на дворе уже никакой не XX век, а самый что ни на есть XVIII. В этом создателям картины не откажешь: сумели-таки сохранить так любовно выписанную Бушковым эпоху 200-летнего срока давности. Крепостное право здесь живет и процветает. Тут тебе и барщина, и оброк, и право первой ночи.

Ну, а какой же барин не любит охоту? Вот и Прохор Петрович любит. Особенно – на людей. И вот глава спецподразделения "Пиранья" становится дичью. Он получает в подчинение отряд невольных волонтеров, нож и пару десятков врагов.

"В данной работе мне интересно было снять трюковое кино во всех его проявлениях. Минимум компьютерной графики, максимум достоверности, чтобы зритель, придя смотреть этот фильм, поверил – все, что мы ему показываем, могло произойти по-настоящему", – говорит режиссер Андрей Кавун.

Только вот, на мой вкус, верится не слишком. Из книги Бушкова сделали некий фантасмагоричный сплав американского научно-фантастического боевика и русских народных мотивов. Владимир Машков стал эдаким отечественным аналогом Брюса Уиллиса со всеми атрибутами – фирменной небритостью, грязной майкой и ватагой недругов. А Евгений Миронов, расставшись с трогательно-наивным амплуа извечно положительных героев, как, например, князь Мышкин ("Идиот") или писатель Гуров ("Дневник его жены"), перевоплотился в Кощея Бессмертного с вытравленными волосами, обзавелся эротически подкованной подружкой и пошел слоняться по полям и лесам – выслеживать положительных героев.

Смехотворными выглядят и потуги режиссера сделать национального героя из Кирилла Мазура. Эдакий неунывающий "морячок", у которого "все нормально" (что очень уж смахивает на нелепое I'll be back, только надоедливее), устраивает кровавые разборки в пельменной, точными выстрелами снимает феноменально криворуких снайперов, читает стихи и лихо дерется на мечах, перепрыгивая с вагона на вагон на бешеной скорости. Ах, да! Очаровательную напарницу он в себя тоже успевает влюбить. Так что, уважаемые, к концу фильма имеем хэппи-энд и длинный перечень фильмов, которые вспоминаются по ходу просмотра, начиная от отечественных "Бригады" и "Брата-2" и заканчивая... впрочем, заканчивать можно двухстраничным списком.

Итак, российские киношники в очередной раз благополучно испортили неплохую в общем-то книгу. Стоил ли того фильм, который смотреть больше одного раза не хочется, – каждый пусть решает самостоятельно. Быть может, дотошный зритель сумеет найти в "Охоте на Пиранью" не только простенькую буффонаду, но нечто глубокое, интеллектуальное, а то и вовсе вечное. Мне же сей подвиг не удался.