БРАЗИЛЬСКИЕ РЫБЫ В СИБИРСКОЙ ТАЙГЕ

Журнал "Опаньки!"
13.04.2006
Олег Денежка

"Бред: Совокупность идей и представлений, не соответствующих действительности, искажающих ее и не поддающихся исправлению. Б. полностью овладевает сознанием и характеризуется нарушением логического мышления. Симптом многих психических заболеваний (шизофрения, алкоголизм и др.)."
Большая Советская Энциклопедия


Александр Бушков – это наше все. Но не для всех. Флагман российской бульварной литературы. Мастер мягкой обложки, виртуоз маргинального образа, акула мускульной словесности. Весь спектр человеческих слабостей и комплексов, так тщательно изученный некогда стариной Фрейдом, выписан Бушковым с такой любовь, что его двухкопеечные романы можно раздавать студентам-психиатрам в качестве учебного пособия. Впрочем, теперь подобный учебный материал существует и в виде видеокурса: российские кинематографисты экранизировали один из самых дурацких романов Бушкова "Охота на Пиранью". Да еще как! С Владимиром Машковым, Евгением Мироновым и Сергеем Гармашом в главных ролях.

Проект изначально позиционируется, как российский мейнстрим: огромный бюджет, весьма неслабая рекламная компания, известные актеры. Один из продюсеров – неувядающий антикиллеровец Егор Кончаловский. Собственно, благодаря именно ему была выбрана столь странная сценарная основа – видимо, Егорка у нас теперь главный апологет мусорной литературы России. Заявлена масса трюков и компьютерные спецэффекты. Сразу скажу, и то, и другое – где-то на уровне "Пиратов XX века", недаром режиссер фильма Андрей Кавун заявил зрителям, что именно этот образец избрал для подражания. Подражание и получилось. Заодно поподражали и всему остальному кино жанра "экшн", от культовых "Бегущего человека" до бредового отечественного сериала "Кукла".

Несуразности начинаются практически сразу же: в сибирском озере есть тайная подводная лаборатория химического оружия. На ней разрабатывают страшнейший яд из самого известного желтым журналистам вещества "красной ртути". 0,03 яда хватает для заражения 100 кв. километров – вот чего удумали злобные ученые. Но главное, это страшное соединение нейтрализуется простой водой! Я не знаю, осознает ли автор долю участия воды в жизни на Земле и вообще оценивает ли общее ее количество, но применять его можно только разве что в самых засушливых районах Сахары. Кроме того, яд, очевидно, должен нейтрализоваться обычной слюной. По ходу мы еще раз убеждаемся: вся ядовитая гадость в мире имеет зеленый цвет и маслянистую консистенцию. Храниться гадость должна обязательно в стеклянных колбах, чтобы: а) мы могли получше рассмотреть ее ядовито-зеленую сущность, б) чтобы было удобно ее разбить и добиться важного для завязки подобных сюжетов катастрофического эффекта.

После вполне ожидаемой катастрофы (а в фильме откровений крайне мало), весь персонал лаборатории, естественно, уничтожается безжалостным командованием, вот только, учитывая легкость нейтрализации яда, совершенно непонятно, зачем. Но остается в живых один маленький мальчик, сын одного из ученых. Но это он тогда маленький, а со временем ему предстоит вырасти в большого негодяя Прохора (мелированный актер Миронов), как, и положено качественной индийской мелодраме. Спустя годы, когда Прохор уже вовсю резвится на своем злодейском поприще и нюхает кокаин килограммами, другой взрослый дядька, спецмегаагент ВМС России Кирилл Мазур (странно, но не мелированный Владимир Машков), получает задание взорвать эту лабораторию к такой-то матери. Конечно же, вместе с ним на задание отправляется то ли химик, то ли сапер, то ли и то и другое вместе (а о чем вы мечтали на уроках химии?), очаровательная девушка с большими сиськами и умным лицом. В тайге пути Прохора и твиксовой парочки пересекутся.

Вообще герои Бушкова – это некие создания на манер франкенштейновских монстров, нечто сотканное из совершенно противоречивых качеств. Они грубы, как шахтеры, сильны, как люберецкие качки, маргинальны, как прапорщики СА, убийственны, как речи Буша, и мыслят как минимум на уровне Аристотеля. Очевидно, по мысли Бушкова эта смесь называется "шарм". Не знаю, женщинам виднее.

Дальнейшее – это уже "симптом многих психических заболеваний": Кирилла с девушкой захватывают в плен (внимание!) – СТАРОВЕРЫ-БЕЛОГВАРДЕЙЦЫ! Честное слово! Такие вот кренделя, живущие в тайге, крестящиеся двумя пальцами и щеголяющие в колчаковской казачьей форме с шашками. Очевидно, где-то в лесу притаились и медведи в буденовках, но нам их не показали.

И так весь фильм. В апофеозе финала, мегаагент Кирилл идет по большому заводу (а всем известно, что бандиты живут на заводах) и отстреливает там рабочих в оранжевых касках, но почему-то с автоматами вместо разводных ключей. Вся проблема в том, что он попадает, а они нет. Такая вот фигня. Но я думаю, что они бы падали, даже если бы он не стрелял вовсе.

Российский кинематограф усиленно копирует модель зрелищного голливудского кино. Вот только за образец берет кино категории даже не "B", а сразу "Z". И еще раз убеждаешься в старой лошадиной истине: догонять надо не хвост фаворита, а голову. Иначе после финиша рискуешь оказаться в интересном месте.