ЭВЕНКИЙСКИЙ БЛЮЗ

tung.by.ru
28.01.2007

"А-а-а-а-а-а-а-а-э-э-э-э-э-э-э-ий" (из слов песни)

С выходом на экран блокбастера "Охота на Пиранью" Россия неожиданно вспомнила о существовании целого народа, название которого даже сложно было запомнить с первого раза. Саундтрек фильма "Эвенкийский блюз" в одночасье стал хитом и даже пробился в чарты музыкальных каналов, что с песнями "без слов" случается крайне редко.

Но через пару месяцев случилось то, что должно было случиться: кассы собраны, первые впечатления прошли, музыкальные каналы нашли себе новых желающих попасть в "горячие десятки". Целый народ, название которого мало кто запомнил с первого и даже со второго раза, для большинства снова ушел в небытие.

Дело не в плохих актерах или ошибках режиссера Андрея Кавуна. Напротив, этот фильм стал своего рода открытием, разорвав стереотипное представление о русском боевике, сложившееся по фильмам начала 1990-х и их более поздним сериальным версиям.

Выбор на роль бандита Прохора нетипичного ни по телосложению, ни по привычному сценическому образу Евгения Миронова, авторитетный в онлайновой среде Алекс Экслер вообще назвал открытием и главной отличительной чертой "Охоты" от привычных западных блокбастеров. Спецэффекты, захватывающий сценарий и режиссура, кастинг, вписывающиеся в каноны классического кассового боевика, обеспечили фильму успех. Полученные во время проката сборы тому подтверждение. Здесь есть все, что должно было обеспечить эти сборы. Здесь есть все – кроме собственно Эвенкии. Потому что фильм не о ней.

Тунгусские земли были выбраны только потому, что это не Подмосковье. Если снимать в подмосковных лесах, никто не поверит, что это хороший блокбастер. Потому что в хорошем блокбастере жизненно необходима экзотика в виде непроходимых лесов с медведями и вооруженными пулеметами охотниками-белогвардейцами. Опять же укутавшийся в соболиные шапки среди лета эвенок с внешней стороны много более интересен, нежели москвич. Да и как можно допустить пыльный финальный поцелуй в Барвихе или веселых разноцветных кварталах Раменского?

Сибирь – самый подходящий в этом случае вариант. Ко всему прочему, на границе с ней – подходящая держава, которой можно сплеча отдать кусок России с голубым озером и секретной лабораторией, скрывающей смертельную опасность. Типичная же Эвенкия, вспомним географию, – находится в дне езды на поезде от ближайшей границы с Китаем. Поэтому появление на большом экране сразу двух "национальных" саундтреков – простая дань экзотичности, и на месте эвенков вполне мог оказаться, скажем, эвен или тофалар, смотря какое название пришлось бы по вкусу сценаристу.

Впрочем, и в самом "эвенкийском блюзе", исполненном ранее малоизвестным музыкантом Tar'ом, эвенкийского-то оказалось меньше всего. За стильным названием скрывается лишь вполне интересная и качественная музыка – настолько качественная, что удостоенна стать рингтоном не одного мобильника. Вместе с ней на молодежных каналах появился и видеоклип, снятый по мотивам фильма. Эвенкийским, по замыслу автора, этот двухминутный гитарно-синтезаторный трек делают пара секунд горлового пения, периодично повторяемые на всем протяжении композиции, и отдаленный звук народного инструмента чукчей.

Однако действительно интересная народная линия появляется в другой, менее знаменитой "Теме Эвенка", написанной все тем же Tar'ом. Здесь тебе и настоящий национальный инструмент, и настоящее пение на настоящем эвенкийском языке. Пожалуй, этой минутой фильм оправдал и "эвенкийский блюз", и "тунгусов" в бандитской команде, и собственно свою географию.

Хотя "Охота на Пиранью" не сделала моды на эвенкийскую культуру или – чему сейчас проще пробиться в разряд популярных – эвенкийскую "этнику", так или иначе, более популярной эвенкийской песни российский шоу-бизнес еще не видел.