СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ!

"Литературная газета" №20
24.05.2006
Александр Вислов

Весной 2006-го в российском кинематографе случился-таки давно чаемый качественный прорыв. Три почти одновременно вышедшие на экраны картины, представляющие весьма состоятельные упражнения в стилистике – назовем это – нового русского жанра, три дебютные, по сути, ленты служат тому более чем красноречивым обоснованием. Многих потенциальных зрителей они наверняка отпугнули своими "кассовыми" названиями, уже не говоря о "зазывных" слоганах ("Это не радио. Это кино", "боевик с человеческим лицом" и т.п.), кто-то явно был изначально смущен заявленной тематикой и ярко выраженным "молодежным" подходом... Но работы снявшего прежде лишь несколько сериалов Андрея Кавуна ("Охота на Пиранью"), отметившегося в документалистике Дениса Нейманда ("Жесть") и выпускницы Высших режиссерских курсов Оксаны Бычковой ("Питер FM") заслуживают – невзирая на существующую в каждой из них степень эдакого юношеского максимализма – самого серьезного отношения. Итак, смотрите, кто пришел...

ОХОТА НА ПИРАНЬЮ

ПРО ЧТО. В глухих непроходимых таежных лесах, что под городом Шантарском, творится и таится Бог весть что. Затопленная на дне живописнейшего озера сверхсекретная советская военно-химическая лаборатория, которую призваны ликвидировать сексапильная специалистка из ФСБ и ее провожатый – многократный "спаситель человечества" капитан Мазур из спецподразделения "Пиранья" (чьи бурные отношения, естественно, развиваются по ходу дела от взаимной неприязни к пылкому чувству). С другой стороны, вся эта местность находится под негласной юрисдикцией психически неуравновешенного Прохора – безжалостного криминального авторитета и одновременно доброго барина для жителей здешних заимок, чьи часы истории замерли где-то эдак примерно на цифре "1913"... Экранизация произведения одного из главных поставщиков бескомпромиссного отечественного pulp fiction Александра Бушкова в сценарной переработке бывшего автора "ОСП-студии" Дмитрия Зверькова – и это, как гласил рекламный слоган совсем другого фильма, "многое объясняет".

КАК. Лихо, зажигательно, с огоньком. Перед нами едва ли не первый в новейшей отечественной кинематографии образчик экшна, ладно скроенного и крепко сшитого. Заставляющего в момент просмотра не размышлять о том, как, должно быть, веселилась и "оттягивалась" съемочная группа в процессе работы над лентой, но все-ж таки с живым интересом следить за всеми перипетиями сюжета.

КТО. Две безусловно узловые фигуры современного российского искусства – Владимир Машков и Евгений Миронов – в весьма неожиданных по их нынешним статусам образах рэмбообразного супермена-харизматика и рефлексирующего интеллигента с "тайной", взявшего на себя тяжелую миссию "хозяина тайги".

ПОБЕДЫ. В первую очередь они же – Машков с Мироновым – бывшие соученики и питомцы табаковского подвала, поднявшиеся оттуда до невиданных творческих, а также общественных высот, но при этом сохранившие, как выясняется, и юношеский задор, и тягу к рисковым предприятиям, и, главное, спасительную для их профессии самоиронию.

ПРОБЛЕМЫ. Общему целому слегка недостало "дыхалки". Весьма долгое время пробалансировав с завидной выдержкой в уникальном пространстве между откровенной "трэшевостью" фабулы и зверским серьезом предлагаемых почти в каждом конкретном эпизоде обстоятельств, фильм незадолго до финала вдруг низвергнулся в пропасть некоей совсем уж откровенной нарочитости, торопливой скороговорки и сюжетных нестыковок.

АССОЦИАЦИИ. Создатели, надо полагать, пытались апеллировать к немеркнущим высотам бондианы и наивысшим достижениям знатной истерн-традиции, живописавшей колоритные картины Гражданской войны (прежде всего к непревзойденному "Своему среди чужих..." Никиты Михалкова). На выходе же получилось нечто среднее между "Крепким орешком" и "Неуловимыми мстителями" или даже "Свадьбой в Малиновке". Что, в общем, если вдуматься, тоже неплохо.

...