ВЫПУКЛОСТИ КАПИТАНА ХМЕЛЬНИЦКОЙ

gazeta.ru
03.04.2006
Сергей Синяков

На экраны выходит "Охота на Пиранью" – уморительнейшая экранизация Бушкова с Машковым и Мироновым.

Суперагент Кирилл Мазур (Владимир Машков) отправляется в таежные джунгли найти и взорвать к чертям свинячьим затопленную в советские времена базу, на которой создавалось мощнейшее оружие с издевательским названием "Радость жизни". Отправляется в обидном качестве проводника, довеска к капитану Ольге Хмельницкой. Базу взорвут в первые двадцать минут, дело-то, в сущности, плевое, однако же сразу по исполнении задания Кирилл и Ольга попадут в страшные гости к влиятельному лесному экстремисту Прохору Петровичу. Сыгравший экстремиста многоликий Евгений Миронов в данной ипостаси немножко смахивает на подвязавшего со сценой и ввиду этого совсем одичавшего блондина Бориса Моисеева.

У фильма есть пролог: восьмилетний постреленок Проша болтается по той самой базе, как по детской площадке, и сует папке-ученому под нос рисунок, где нетвердой мальчишеской рукою изображена их семья плюс Ленин. Любование рисунком косвенно приведет к аварии и расстрелу всех сотрудников лаборатории (в целях сохранить секретность). Уцелеет только Прохор, но с душевной травмой из тех, что определяют жизнь: "Все попытки увидеть во мне что-то человеческое засунь себе в жопу". Зритель совершенно не обязан верить в вольготные отроческие прогулки по секретному объекту, ну так режиссер Кавун и сценарист Зверьков его к тому и не призывают.

Это как в разоблачительных телевизионных фокусах Акопяна, только в обратном порядке. Перепуганного кролика в потайном ящике честно демонстрируют с самого начала, и народ должен понимать, что вся история – обаятельная жульническая фантасмагория, далекая от любой реальности сказка. В ней земная твердь соединяется с небом, маленьких мальчиков пускают куда попало, связанная по рукам и ногам Оля спасается из взрывающегося сарая, оппоненты изящно фехтуют на крыше вагона несущегося по тайге поезда, а умный Мазур соображает, что часть секретного оружия стырил Прохор, когда видит у того на дворе фирменный ящик из-под "Радости жизни", адаптированный под детские санки.

Сериал "Мастер и Маргарита", как известно, отличало похвальное следование авторскому тексту, странным образом сгубившее всю атмосферу булгаковского романа. Кавун и Зверьков поступили наоборот, что правильно. За дословный перенос на экран выморочных диалогов из романа взялся бы, наверное, только эдакий Бушков от кинематографа, однако Бушков в российской культуре, и это скорее к счастью, один. Рубленые топором и колючие, как степной кустарник, авторские поливы типа: "А объясни-ка ты этому обезьяну заморской породы орангутан, что если хозяин сказал "этак", то и быть должно этак, но уж никак не "так" – заменены на светскую прямую речь от бывшего сценариста "ОСП-студии": "Я не могу писать стоя, есть сырое мясо и открывать бутылки зубами. И у меня третий размер". А фраза: "Ну, это нормально", произносимая Мазуром в особо безысходных ситуациях, напрашивается в классику, драматургической точностью не уступая бессмертному "I'll be back".

Атмосфера же соответствует сумеречным фантазмам прозаика с издевательской точностью и бодрит, как апрельское солнышко. Густо замешанная на крови и сперме, вонючая и могучая Русь по Бушкову встает перед нами во всем своем сермяжном великолепии.

Обитательницы ее зело красивы и жадны до утех; сиськи у Бушкова в каждом втором абзаце, и в фильме камера прилежно любуется то обязательной нагой девкой в холостяцкой берлоге разведчика, то выпуклостями капитана Хмельницкой, надевающей бикини ради конспиративной цели слиться с пейзажем. Обитатели этой земли суровы, просты и не впадают в уныние: даже будучи на дыбе, сыплют цитатами из Канта и Гете. Темны русские леса, страшны города и прекрасен Мазур, что, постреливая, спортивно шагает через русский национальный ад с ироничной ухмылкой, тесаком в руке и песенкой "Жил на свете капитан" на устах. Наконец-то на местном экране появился крепкий таежный орех, отечественный Брюс Уиллис, которого не получилось из героя "Бархатной революции" Вершинина (тот-то был совсем идиот). Это нормально. Это и вовсе хорошо – очень смешное кино по роману Александра Бушкова, дарящее нам помимо града пуль полноценного национального героя, которого не страшно показать приличным людям.

Полюбоваться на него можно с 6 апреля в сети "Пять звезд", кинотеатрах "Победа", "Художественный".