"ОХОТА НА ПИРАНЬЮ": БОЕВИК С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

smi.ru
05.04.2006
Игорь Романов

На российские экраны выходит новый приключенческий боевик режиссера Андрея Кавуна "Охота на Пиранью". В фильме задействован блестящий актерский дуэт Владимира Машкова и Евгения Миронова. Это трюковое кино, содержащее солидный заряд самоиронии, имеет все шансы стать одним из самых успешных проектов 2006 года.

"Два часа мучений", – привычно ворчали журналисты, потихоньку подтягиваясь на пресс-показ "Пираньи". "Ага, и поесть успеем, и поспать", – отзывались коллеги по перу. Однако к началу фильма в зале негде было яблоку упасть, и менее удачливые представители СМИ вынуждены были сидеть в проходах. На протяжении всего показа профессиональные зрители весьма бурно реагировали на происходящее на экране. Спящих журналистов замечено не было.

Хотя стоит отметить, что начало фильма настораживало. Как-то нелепо смотрелись и секретное химическое хранилище на дне озера, и белобрысый мальчик, принесший папе рисунок с Лениным. Да и сальные шуточки людей с Лубянки энтузиазма не прибавляли. Последующее развитие сюжета заставляло припоминать то "Рэмбо", то "Хищника", то "Безумного Макса" с "Последним героем" в придачу. Однако в дальнейшем фильм полностью завладел вниманием и держал зрителей в напряжении вплоть до титров.

С самого начала было ясно, на что сделают ставку создатели "Пираньи". Блестящая актерская дуэль Владимира Машкова и Евгения Миронова гарантированно может "вытянуть" любую картину. Тем более что актеры, часто играющие дуэтом, на этот раз преподнесли сюрприз и сделали своеобразную "рокировку" в плане амплуа. Машков сыграл положительного героя – неунывающего каперанга Кирилла Мазура, являющегося агентом спецподразделения "Пираньи". Миронов же предстал в образе безжалостного злодея Прохора – таежного мафиози, решившего продать террористам химическое оружие, способное уничтожить весь мир. На самом деле у Евгения Миронова попросту не было выбора – не так давно он уже месил сибирские болота и уходил от преследователей в фильме "Побег" Егора Кончаловского. Между тем роль "безбашенного наркомана" (по словам режиссера) должна существенно увеличить число поклонников таланта актера.

Однако помимо дуэта Машков-Миронов есть еще что-то, что выгодно выделяет "Пиранью" среди других аналогичных боевиков. Дело в том, что культовая книга писателя Александра Бушкова, по мотивам которой снят фильм, была серьезно переработана сценаристом Дмитрием Зверьковым. Автор ряда программ "ОСП-студии" сумел привнести в диалоги мощный заряд иронии, если не сказать черного юмора. Комические ситуации и постоянные остроты бравого капитана Мазура умело связывают воедино привычные для боевика клише и жанровые элементы. Чего только стоит диалог двух "интеллигентов", соревнующихся в знании текстов Канта и Гете в таежной заимке.

Возможно, благодаря богатому арсеналу подобных "примочек" создателям фильма удалось избежать "политической прямолинейности", что крайне редко удается авторам российских боевиков. Шантарский край, население которого погрязло в алкоголизме и где правит мафия с коррумпированными военными, так и остается "мифическим нигде", даже несмотря на упоминание о том, что территория вот-вот должна отойти соседнему Китаю. Эта "политкорректность" вполне объяснима, если учесть, что "сибирские реалии" снимались в Белоруссии.

Между тем образ Сибири, созданный в картине Андрея Кавуна, требует отдельного рассмотрения. С тех пор как российские режиссеры "исчерпали возможности" Северного Кавказа, они обратили свой взор на восток. Конечно, мир, который мы наблюдаем на экране, не имеет никакого отношения к настоящей Сибири. Даже присутствие в фильме псевдодокументальных кадров не добавляет реализма. Нам открывается некое пространство, в котором остановилась история. Здесь происходит столкновение цивилизации и традиционного уклада, здесь компактно проживают колоритные персонажи казаков, белогвардейцев, раскольников и местных аборигенов. Сразу вспоминаешь, что перу писателя Александра Бушкова, которого многие называют "королем русского боевика", принадлежит большое количество фантастических книг.

Однако это пространство мифической тайги, где сопряжены насилие и безграничная свобода, сыграло злую шутку с фильмом. Его создателям пришлось выбирать между природной естественностью и спецэффектами. Хотя на компьютерную графику они не поскупились, ставка однозначно была сделана на "трюковое кино во всех его проявлениях". Режиссер Андрей Кавун с самого начала решил сделать такой фильм, "чтобы зритель поверил, что все, что он наблюдает на экране, могло произойти по-настоящему".

Владимиру Машкову, пожелавшему все трюки выполнять самостоятельно, это доставило огромное удовольствие. Его партнерше актрисе Светлане Антоновой это стоило волос, которые "ушли" на тетиву для лука. Видимо, такова специфика "боевика с человеческим лицом", о котором говорил на пресс-конференции в среду продюсер фильма Владимир Тодоровский. Между тем актер Евгений Миронов сообщил журналистам, что он "завязал" с отрицательными героями. По его словам, он постоянно мучил режиссера Андрей Кавуна своими предложениями, которые должны были усилить психологизм сцен. Однако режиссер решил снимать "чистый жанр, без всякой достоевщины" и требовал от знаменитого актера только одного – "просто повернуться в профиль и уйди достойно".

Постановщиком трюков в фильме стал Дмитрий Тарасенко, который работал над сериалом "Бригада" и фильмом "Бой с тенью". Стало быть, зрителю изначально был обеспечен зубодробительный экшн, частая смена "декораций" и реалистичная постановка драк. Ряды участников этой то ли "войнушки", то ли "Зарницы" будут редеть на глазах, а последних "отморозков" каперанг Мазур "приложит" в лучших традициях Данилы Багрова. Вообще нас не должно вводить в заблуждение название фильма. Охотиться будет пиранья.