А ЗОРИ ЗДЕСЬ ГРОМКИЕ

interkino.ru
07.04.2006
Павел Кортунов

Русская тайга – безграничный простор для лихих приключений, где вольный ветер облизывает шапки диких деревьев, ключевая вода точит острые камни, а глупый сюжет сыплет соль на раны загнанных героев. В дебютном полнометражном фильме режиссер Андрей Кавун по максимуму использовал киноманские знания, чтобы отвлечь самую широкую аудиторию от текущего голливудского мейнстрима, предложив огнестрельный боевик с небрежными инкрустациями фольклорных мотивов. Увидев Андрея Мерзликина в форме суетливо-глуповатого белогвардейца в окружении мордоворотов-казаков, услышав Алексея Горбунова с характерным провинциальным акцентом и созерцая деревеньку с бытом и нравами XIX века, можно улыбнуться так искренне, как давно не позволяли наши фильмы подобного жанра. Безусловно одно: история про подводный склад химического оружия – лишь ненавязчивый предлог для харизматичной дуэли двух центральных звезд "Охоты на Пиранью" – Владимира Машкова и Евгения Миронова, безупречного мхатовского тандема, обменявшегося амплуа.

Кирилл Мазур, персонаж Машкова, облечен всеми "ключами" комиксовой непосредственности. Любого он убивает недрогнувшей рукой, будто бы старается заслужить титул экранного чемпиона по количеству ликвидированных негодяев, параллельно флиртуя с красавицей-химиком – только в "бондиане" авторы позволяли себе обременять суперагента соблазнительными девушками, разбирающимися в военных секретах на уровне генералов. Но все-таки наш Мазур обладает пусть и немного отбитой, но исконно благородной душой, куда же без нее в российском кино. Он готов воевать в любую минуту, повинуясь инстинкту, продиктованному изнутри, от сердца – это прежде всего, и уже потом приказы из высших сфер национальной безопасности. При этом Машков делает все, чтобы не выглядеть слишком серьезным, он постоянно посмеивается над поведением своего героя, не позволяя хоть на короткое мгновение проявиться зрительскому раздражению. Плюс внутрикорпоративный юмор, когда к нему обращаются "Козырь битый" (в "Статском советнике" Машков играл фартового налетчика по прозвищу Козырь). И это только к примеру.

Евгений Миронов, по умолчанию, заслуживает особого внимания. Самый чувственный современный актер в одном из диалогов простодушно заявляет: "Я – отморозок". Так мы тебе и поверили, сейчас! Плохого парня-альбиноса только в исполнении Миронова могут уважительно называть Прохор Петрович, а сам он разгуливает в белой панаме, щелкая крепкие орешки, использует словечки, вроде "стращать" и, глубоко затягиваясь, всматривается на яркие звезды на угольном ночном небе. Но только стоит его дисбалансировать (опять аппеляция к душе), стоит ощутить потери в своей команде и разозлиться на обременительную сообразительность Мазура с его спецназовскими приемами выживания, все – бушующее море огня и точный прицел хладнокровных глаз. Во многом экранизация одноименного романа Александра Бушкова обратила на себя внимание именно благодаря Миронову, его согласию впервые перевоплотиться в настоящего бессмертного подонка на кокаине. Поскольку все остальные элементы картины лишь обставляют его талантливое вдохновение.