"ОХОТА НА ПИРАНЬЮ" И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

yuga.ru
07.04.2006
Ольга Шервуд

Экранизация романа Александра Бушкова – очередная игрушка для глаз и щекотка для нервов среднестатистического кинозрителя

Сразу скажу: из всех подобных "фильмов в жанре экшн" этот – наиболее удачный. То ли учатся люди все же на ошибках друг друга, то ли в данном случае так сложилось. Может, режиссер талантлив и способен к труду (я, к сожалению, не видела предыдущих работ господина Кавуна, выпускника мастерской Владимира Хотиненко во ВГИКе, – сериалов "Команда", "Вокзал" и "Курсанты"). Однозначно, что продюсеры культурнее многих иных. Фильм сделан по заказу РТР на студии "Рекун-ТВ" – это Валерия Тодоровского структура, и опытные кинозрители понимают, что стоит за этим именем. Соответствующая возможностям одного из двух главных телеканалов реклама поставила "Охоту на Пиранью" в тот же ряд, где гуськом выстраиваются нынешние "новые русские блокбастеры", что означает приличный бюджет и совершенно определенный стиль. Бюджетом и стилем, а также понятным первоисточником, заданы и предвкушения зрителей.

Они не обмануты. Совершенно дикая, неправдоподобная сюжетная коллизия разыграна, если можно так сказать, по законам и по понятиям. В пересказе эта "дикость" одновременно и сглаживается, и усугубляется. Судите сами. В 1974 году на дне одного озера в Сибири некая в высшей степени секретная лаборатория создает химическое оружие, которое выглядит, как зеленая жидкость в капсуле, и гениально называется "Радость жизни". Фильм начинается с того, что белобрысенький мальчик, заскучав, приходит в помещение этой лаборатории к папе, который как раз в этот момент и колдует над "мертвой водой". Коллега папы, желая развлечь мальчика, изображает клоуна в поклоне – и нечаянно рукой смахивает одну из капсул со стола. Жидкость разливается, объявлена тревога, папа кричит сыну: "Беги!", бегут все, в конце коридора напарываются на заградительный огонь автоматчиков. Папа закрывает ребенка своим простреливаемым телом, пацан все же непонятным образом выскальзывает оттуда – мы видим огромную стальную дверь, которая опускается между камерой и павшими – уже под водой. Следующий кадр: прекрасное озеро в тайге.

Надо понимать, лабораторию затопили. Из дальнейшего мы узнаем, что оружию этому в недолжных руках полмира мало, но что оно нейтрализуется обычной пресной водой. И когда в новые времена придет пора отдать этот район нашей тайги китайцам (???), то спецслужбы отправят бравого джеймсобондообразного ветерана спецподразделения "Пиранья" истинного полковника Кирилла Мазура нырнуть и обезвредить. Вернее – нырнуть и обезвредить следует капитану резерва, специалисту по химико-биологическим исследованиям Ольге Хмельницкой, а Мазур – ее бодигард. Страдающая, как потом выясняется, простительной для дамы, но сильно мешающей при исполнении полевых заданий слабостью мочевого пузыря, капитан Хмельницкая нужна, разумеется, для отвода глаз неведомых шпионов (ими же наводнена тайга, мы видели их недавно в одном из свеженьких фильмов), для дурацких перепалок с нашим Настоящим Мужчиной и для финального поцелуя с ним же, конечно.

Главное: не вдумываться во все эти несуразности. Дальше их тоже будет предостаточно. Однако перед нами, мы помним, не реалистический роман, а игрушка и щекотка. Поэтому расслабьте мозги, если умеете. И просто следите за тем, как идет охота. Ибо Кирилл (самоаттестация: спаситель мира) и его напарница Ольга напарываются на Мировое Зло, скучающий носитель которого – не то блондин, не то даже седой блондин Прохор Петрович – устраивает на них именно охоту.

Дальше идет понятная и всегда привлекательная дуэль сильных: умения и выдумки против отчаяния и железа. Авторы позаботились о том, чтобы в "мальчиковом" кино ассортимент современных орудий убийства впечатлял достаточно взрослых дядек. И чтобы технология изготовления орудий убийства, рожденных каменным веком, которые знаток из подручных средств соорудит в тайге, а также действие этих ловушек, капканов и прочего, тоже были визуально эффектны и убедительны. Все примочки такого сорта, как и весьма натуралистичные кадры "с кровищей", безусловно, антигуманны – но реально соответствуют вкусам и сознанию большинства наших современников во всем подверженном голливудству мире (а не подвержены только арабские страны, Индия и пингвины). Люди платят деньги за подобные зрелища – поэтому блюдо на столе.

И поэтому такие "охоты", как "на Пиранью" (хотя правильнее, наверное, было бы "рыбалка") в основе своей не имеют национальных особенностей. Синефилы вспомнят все источники всех поворотов сюжета и "знаковых" сцен вроде финальной драки на крыше мчащегося поезда. Удовольствие гурманов подобного толка – как раз в узнавании, отлове различий и "новенького". А еще публика радуется, когда напряженная история дает повод хохотнуть или улыбнуться. Когда придумана и положена в ротик будущая цитатка-слоган. Когда есть "второй план" – в разных смыслах этого понятия: от фона (портреты политических лидеров, начиная с Черчилля, в зале, где воспитывает свои тело и дух богатенький железненький Прохор) до элементов дидактики (вся история его, Прохора, "воспитания" советским режимом, а также образы продажного мента и генерала ФСБ – перестраховщика и мерзавца). Когда есть "бонус" – ну, скажем, блестящая микроистория с видеозаписью футбольных матчей, которые смотрит пропустивший их из-за сидения в тюрьме бандюган. Когда видно – самое главное – что авторам было на свою профессиональную репутацию действительно не наплевать, хотя они и делали кино для денег.

Все это в "Охоте на Пиранью" присутствует. Однако есть даже и кое-что больше. Во-первых, неожиданный "скачок во времени": наши доблестные спецагенты оказываются в староверческо-казачьем (???) селе, где словно проваливаются в XIX век. Это сделано режиссером и художниками отменно; даже вспоминается "Сибириада" Андрея Кончаловского (1978). Во-вторых, не меньшая лютость, чем у этих "подпольных" людей, Кирилла и Ольгу ожидает в самом обыкновенном населенном пункте нашего времени – и один первый проход их по деревне у сибирской реки немало скажет о пореформенной России тому исследователю, который лет через сто вдруг сообразит поискать реальность тут. Это не гламур, не Джеймс Бонд в экзотической стране – это наша родина, дружок. Девушка с тазиком белья, мужик с красной бензопилой, пьяный полутруп... Блестящий кинематографизм этой части фильма отсылает к классическим монтажным фразам Германа до-хрусталевского периода.

В-третьих, в "Охоте на Пиранью" хороши мужчины. Владимир Машков в роли Кирилла, к счастью, грамотно играет не больше, чем функцию, – иначе пошлости не избежал бы. Евгений Миронов с неправдоподобным колером и неправдоподобным для середины семидесятых именем своего героя Прохор Петрович (зато, весьма прихотливо, отсылающем к Достоевскому: от гадкого Порфирия Петровича до "слезинки ребенка") – просто молодец. Сергей Гармаш в роли уголовника-авторитета по кличке Зима (между прочим, судя по пресс-релизу, сначала он звался Крестом – почувствуйте разницу; вот где проявляется филологический и просто вкус авторов фильма) – хорош, как в лучших своих работах, где ему не приходится орать и хлопотать лицом, как у Лунгина. И даже в двух появлениях изобразил начальника местной милиции Михаил Ефремов, без которого нынче нет ни одного хоть сколько-нибудь заметного фильма.

И, наконец, в картине – запоминающееся изображение. Молодой оператор Роман Васьянов (учился у Вадима Юсова, в 2003-м снял "Ночной продавец" Валерия Рожнова и "Мужчины не плачут" Сергея Боброва) прекрасно справился со всеми сложностями жанра и самих съемок. А также – с последующей цифровой обработкой "картинки", которая в итоге полностью ответила строю самого фильма: совместила реальное и условное, оказавшись местами даже весьма элегантной.

Конечно же, есть тут и слишком настырные, и слишком примитивные, и не совсем доработанные ходы и приемчики – вроде подзвездной беседы героя и антигероя о Канте (или я не просекла иронии?), детского врача с руками по локоть в крови: свежует тушку зайца и тому подобное. Но в целом, повторю, охота удалась.

А дождетесь окончания титров – вам споют за кадром о том, что следует ждать продолжения. Пусть. Но уже очень хочется и совсем другого кино.