"ПЕРЕД РАССВЕТОМ"

mega.km.ru
Сергей Лаврентьев

Действие фильма разворачивается в начале войны. Молоденький лейтенантик НКВД сопровождает в тыл группу "врагов народа". По пути эшелон попадает под обстрел. В живых остаются лишь упомянутый юнец, усатый уркаган да немногословный "политический". Втроем они пробираются по оккупированной территории и погибают как герои.

Сюжетная схема, опробованная в западных боевиках оказывается универсальной. Она сообщает рассказываемой истории нужный динамизм. И фильм вполне мог бы стать доказательством правомочности претензий массового кинематографа наравне с серьезным кино исследовать окаянную эпоху.

Мог бы, если бы создатели ленты не тратили силы на то, чтобы, говоря о сталинизме, ни в коем случае не сойти с пресловутых "партийных позиций", согласно которым при Сталине были, конечно, репрессии, но жизнь продолжалась, и советский народ победоносно шел по пути к светлому будущему.

Уже в первом эпизоде появляется умудренный опытом майор НКВД, который пытается охладить пыл лейтенанта, рвущегося покончить с внутренними врагами режима. Сия эпизодическая фигура введена в ткань повествования для того, чтобы ни в коем случае не очернить огульно работу "дорогих органов". Там были и карьеристы, и порывистые юнцы, слепо верящие догмам времени, и рассудительные, все понимающие партийцы. С одной стороны – произвол, с другой – люди, которые все понимали, но не могли ничего сделать.

Жаль, что диалектику сию не объяснить уже миллионам замученных. Они бы умерли с пониманием того, что в органах работают и хорошие люди!

Пожалуй, лишь юный энкаведешник в исполнении Евгения Миронова получился не только внешне эффектным, но и достоверным. Он естественен, и, очевидно, поэтому сочетание в характере его героя светлой романтики и воинствующего догматизма не представляется странным, а понимается как типичное для предвоенной молодежи.

Может быть, данная удача обусловлена тем, что здесь жизненная правда не вступила в противоречия с вышепоименованными "партийными позициями"?...