СУДЬБЫ, УНЕСЕННЫЕ ПЕПЛОМ

Первая крымская
15/21.11.2013
Сергей Пальчиковский

Сериалу «Пепел» все изначально предрекало успех.

Во-первых, очень сильный состав актеров: Евгений Миронов, Владимир Машков, Сергей Гармаш, Андрей Смоляков, Чулпан Хаматова. Хватило бы не на один сериал, а на несколько.

Во-вторых, лихо закрученный сюжет. Крутой «медвежатник» Сенька Пепел везет в поезде воровской «общак». В этом же поезде едет командир Красной армии Игорь Петров. Волею случая Петров становится Пеплом и бежит с «общаком», а Сенька неожиданно для самого себя очнулся в форме капитана Красной армии и документами, удостоверяющими, что он и есть Игорь Петров. Можете представить, что можно было бы накрутить дальше. Тут не лицами герои меняются — судьбами, а это куда сильнее. Кроме того, между двумя главными героями, как водится, стоит женщина — супруга Петрова Рита (Е. Лядова), которую Пепел уверяет в том, что настоящий Петров убит и похоронен, а Рита, выслушав все это и проникшись, становится «пепельной» женой. Говорят, история реальная. Если нет, тоже нестрашно. Может, и правда был такой Сенька Пепел, а может, фамилию эту, больше похожую на кличку, позаимствовали из знаменитой пьесы Максима Горького «На дне», где тоже действует Пепел, правда, не Сенька, а Васька, и тоже вор. «Пепел» — название говорящее. Это не только обозначение одного из главных героев, это прежде всего пепел страсти, пепел человеческих судеб, разных, загадочных и непредсказуемых. В фильме, вообще, много пепла (как в «Сталинграде» Ф. Бондарчука, по достоинству оцененном китайцами. Говорят, им очень понравилась парочка плачущих китаянок и война в 3D-измерении), естественно, этот пепел в титрах — компьютерный!

Основная приманка сериала — дуэт Евгения Миронова (Пепел) и Владимира Машкова (Петров). Один — ас по взлому сейфов, причем всегда оставляет на месте преступления фирменный знак, горстку пепла. Второй — красный командир, бегущий из этой реальной жизни, причем не cтолько по причине неожиданного обретения воровского «общака», сколько из-за сталинских кровавых репрессий. Многих его друзей уже безвозвратно увезли черные воронки, Петров — следующий. «Игорек, ехать нельзя!» — с невиданным упорством увещевает его жена Рита в первой серии. Но Игорек не послушался — и попал в невиданный переплет. В одночасье оказался криминальным Пеплом, а настоящий Сенька с документами, женой и жизнью Петрова успешно дослужился за годы войны до полковника. И неплохим полковником, между прочим, оказался. Чего только в сериалах не бывает!

Машков и Миронов не просто хорошие актеры, они — сложившийся дуэт еще со времен «Табакерки». Где бы ни снимались вместе — «Охота на пиранью», «Мама», «Идиот», везде от их взаимодействия ждешь особого соперничества, творческого соревнования и неожиданного результата. Актерская школа у них добротная, при этом они очень разные, даже полярные. Конечно, их новое появление на экране несет шлейф старых ролей. Когда Е. Миронов появился в «Пепле» с усами, а В. Машков с бородой, то эта самая борода сильно напоминает Рогожина из «Идиота». Так и кажется, что Пепел в образе князя Мышкина вот-вот страдальчески закричит Петрову: «Парфен!» Но это только кажется. Хотя Рита, ставшая яблоком раздора, вполне сойдет за Настасью Филипповну. Не совсем, конечно, Достоевский, но все-таки…

Есть в сериале еще одна дама, певичка из ресторана (ее играет Чулпан Хаматова). Кажется, существует она в «Пепле» разве что для того, чтобы немного попеть в ресторанном угаре, в общем, «сиреневый чулпан над нами проплывает», и еще для того, чтобы герой В. Машкова, временно лишенный сценаристами жены, несильно скучал. Скучать, однако, некогда. Оба героя неожиданно оказываются в Карелии (один получает назначение на службу, другой появляется на золотых приисках, понятно с какой целью), и вот тут…

Вот тут хочется сказать, что при всей добротности сериала от него ждешь чего-то большего. Уж слишком высоко поднята планка, поэтому дальнейшее развитие событий несколько разочаровывает, и сразу начинаешь замечать, что Машков заехал на съемки из Голливуда, а Миронов тоже совсем не прежний Женечка, а худрук театра Дружбы народов.

Дружба, похоже, имеет место и в сериале. Никуда не деться от впечатления, что собрались друзья — Миронов, Машков, Гармаш, Смоляков плюс Чонишвилли — и приятно провели время: и деньги неплохие заработали, и сериал сняли, и пообщались за милую душу. Вот только на что-то сверхъестественное их не хватило (может, сценаристы чуть подкачали). Тут бы голливудских мозгов в костерок подбросить — помните, что они вытворяли с героями Джона Траволты и Николаса Кейджа в фильме «Без лица», какой там был сумасшедший экшн.

В «Пепле» же получился не экшн, а скорее, «сейшн» — встретились, поиграли джаз, вспомнили молодость. И оставили после себя один сериал и горстку пепла.