ПЕПЕЛ НЕ СТУЧИТСЯ В НАШИ СЕРДЦА

Трибуна
30.10.13
Людмила Лебедь

Конечно, этот сериал будет держать внимание зрителей, благодаря первоклассной актерской команде, но до «Ликвидации» или той же «Границы» ему далеко. И тут все дело в монтаже, режиссерском замысле, отсутствии сквозной линии, которая бы пронизывали весь ход событий.

Создавалось такое впечатление, что съемочная группа во главе с продюсером Тимуром Ванштейном, он же и сорежиссер Вадима Перельмана, снявшего прекрасный фильм «Дом на песке», поочередно или хаотично снимали эпизоды, более удачно, менее удачно, а потом все это собирали «до кучи». В результате и получилась большая «куча», где война, застенки КГБ, блатняк, криминал, - всего лишб бульон для любовной драмы двух антиподов, прикипевших сердцем к одной женщине с неромантическим именем Рита. Хотя и рифмуется с Рио-Ритой…. Параллельно идут две линии: бывшего «медвежатника» Васьки Пепла в исполнении Евгения Миронова, по воле случая превратившегося в командира полка, (что похоже на фэнтези, ибо не может человек без специального образования, будь он семи пядий во лбу, разбираться в стратегии, военной технике, читать карты), и кадрового офицера Игоря Петрова (его играет Владимир Машков), который обнаружив в саквояже, избитого до «бессознанки» попутчика, драгоценности, все забирает, переодевается и бежит.

Каждый из них с этого рокового момента начинает жить под чужим именем. И если Пепел, как бы перерождается, пройдя чистилище КГБ и встретив жену капитана, сыгранную в лучших традициях голубых героинь Еленой Лядовой, то Петров, теперь по документам Арсений Скворцов, начинает жить по волчьим законам, становится бандитом и руководит разбойной шайкой на золотых приисках. Ну, что тут скажешь – ни дать, ни взять детектив с криминальным уклоном, жанром наиболее любимым на НТВ, с весьма хилой мотивировкой поступков, слегка подпудренный благородством, верностью и сентиментальными чувствами, мол, когда нас дома ждут, то можно все преодолеть и перетерпеть.

Наверное, сценаристы: Эдуард Багиров и Рейнат Хайруллин не слишком-то обременяли себя правдоподобием вымысла, отдавая первенство интриге, да так, чтобы под ложечкой сосало… Ну, стоит ли после этого придираться к психологическим эпизодам, в которых артисты полностью оправдывали свое звание любимцев публики? Так-то оно так, но почему тогда почти во всех сценах Владимир Машков одинаков, и с одним и тем же выражением лица реагирует абсолютно на все: и на провокации лагерных преступников, решаясь бежать, и на разрушенный после бомбежки родной дом, в котором оставалась ждать Рита? По-моему, только актера упрекать в этом нельзя. Предлагаемые обстоятельства почти всех эпизодов были настолько не разработаны и не проработаны режиссерами, что артисту оставалось одно: зря «не хлопотать» лицом и не выходить за рамки убедительности. Евгению Миронову повезло больше, видимо помогла постоянная театральная практика. По крайней мере он сумел как-то закрасить «белые пятна» в сценарии и убедить нас, сто Россия настолько фантастическая и непредсказуемая страна, что любой бандит может стать героем войны, и тому в истории масса примеров. Посмотрим, с какими еще кунштюками нас познакомят в следующих сериях.