МОСКВА, ЛЮБЛЮ ЛИ Я ТЕБЯ?

"Независимая газета"
02.09.2010
Виталий Нуриев

Город глазами не всех, но многих

К Дню города для москвичей припасли своеобразный подарок – киноальманах "Москва, я люблю тебя!". Такие эксперименты с "городским" фильмом уходят своими корнями в достаточно отдаленное прошлое.

Традиция сформировалась на гребне новой французской волны. И важно было не только сделать конкретный город отдельным персонажем фильма, но и совместить в одном временном киноотрезке совершенно разные его грани, ипостаси, личины. Так само собой получилось, когда над фильмом работало содружество разных режиссеров, где каждый отвечал за собственную городскую зарисовку. Выходило необычное совмещение индивидуального опыта, завязанного на определенное место в городе и перенесенного на кинопленку. Насколько это принимал экран, насколько это на нем смотрелось красиво и проникновенно, зависело непосредственным образом от таланта кинотворца. Городские блуждания режиссеров в свое время удачно объединились в "Париж глазами шести" (1965), а потом в "Париж глазами... двадцать лет спустя" (1985).

В 2006 году история вышла на новый виток, и появился киноальманах "Париж, я люблю тебя". Он оказался ироничным, романтичным, правдивым в отношении репутации отдельных показанных там мест, в общем, замечательный продукт для внутреннего и внешнего потребления, хорошая кинооткрытка для привлечения туристов со всего мира. В прошлом году успех Парижа попытался повторить Нью-Йорк. Но несмотря на то, что город Большое яблоко явно не испытывает недостатка в поклонниках и по живописности своей вполне может тягаться с французской столицей, кинопризнание в любви к нему прозвучало в разы глуше.

Теперь настал черед Москвы. Ясно, что Россия и ее столица не избалованы романтической привязанностью со стороны мировой кинообщественности, и приглашать импортных режиссеров с расчетом получить от них в меру лубочную и не в меру трогательную короткометражку для альманаха про город-сказку было бы несколько самонадеянно. Потому решили обойтись своими силами и привлекли к съемкам людей, которые водят более или менее постоянное знакомство с Москвой.

"Я люблю тебя" решились ей сказать 18 разных режиссеров, среди которых – Алла Сурикова, Георгий Натансон, Ираклий Квирикадзе, Вера Сторожева, Георгий Параджанов, Нана Джорджадзе и др. Развитием всего замысла креативно, с продюсерского поста, руководил Егор Кончаловский. В целом киноязык в фильме ожиданий не обманывает. Чем меньше на высказывание времени, тем ярче должен быть используемый образ. Оттого лица показываются как можно крупнее, краски берутся как можно ярче и сочнее. Правда, это, может быть, еще и другая игра с восприятием – игра на отличие: вроде как показать, что российская столица – город, который на Европу равняется лишь отчасти, а так – совсем не забывает посматривать и на аляповатую Азию.

Как и любой альманах, "Москва, я люблю тебя!" очень неровный. В нем есть органичные работы с узнаваемым авторским стилем (у Кончаловского, Чигинского или Джорджадзе), есть интересные (у Ибрагимбекова), и неуклюжие есть (у Касаткина, Разенкова или Калининой), где даже неплохие актеры фальшивят, сталкиваясь с откровенными трюизмами. Что до самой Москвы, то ее пытаются показать иронично, и у кого-то получается, но в плане городского ландшафта она остается довольно однообразной.

Так что "свои" силы – это, конечно, хорошо, только от этой свойскости случается в фильме небольшой перекос. Наблюдая за героями "Москвы, я люблю тебя!", трудно удержаться от лермонтовских рассуждений и не присовокупить к ним немного иронии: мол, Москва, люблю тебя, но странною любовью. Туристической привлекательности в этом кинограде мало, покажешь его за границей, и испугаться могут. Прыгаешь из одной пятиминутной истории в другую и все отгоняешь от себя мысль, что у режиссера свои долги и разборки с Москвой, свои счеты. И вот представился прекрасный случай их, наконец, свести.