"В МОСКВУ? ЗА СЧАСТЬЕМ?"

proarte.ru
Светлана Медведева

"Москва, я люблю тебя!" – сборник короткометражек, снятых разными режиссерами. Пяти-семиминутные истории из жизни столицы – своеобразные признания в любви к Москве. Этот проект создан исключительно по инициативе российских режиссеров, продолжающий идею киноальманахов "Нью-Йорк, я люблю тебя" и "Париж, я люблю тебя".

Все события происходят в разных районах Москвы – будь то Новодевичий пруд, Красная площадь или Воробьевы горы. Яркие, сочные цвета предметов и пейзажей, крупные планы лиц, словно фотографии из дорогих глянцевых журналов сменяют друг друга, путешествуя из новеллы в новеллу. Например, вид высотки МГУ с проплывающими в быстром ритме облаками или стройный ряд машин в пробках по Тверской улице встречается по ходу фильма не один раз. Иногда кадры фильма напоминают обработанные в фотошопе снимки с применением различных эффектов: сепия, эксперименты с контрастностью, цветом изображения, его фактурой. Ритм внутри фильма – быстрое перемещение камеры с одного объект на другой и тут же резкое замедление, применение компьютерной графики – все это дает ощущение картины как череды рекламных и социальных роликов на тему столицы, хороших, но достаточно поверхностных.

Зритель становится наблюдателем милых историй о людях, оказавшихся в результате добрыми и безобидными, будь то киллер или сотрудник правоохранительных органов. Дяди-милиционеры, слегка пожурив раззяву-провинциалку за отсутствие столичной регистрации, утешают ее и помогают найти человека – банда подростков сперла у девушки телефон перед важной встречей с работодателем. Молодой сотрудник ФМС обманывает своего начальника, прикрывая незадачливого испанского футболиста, у которого просрочена виза. Киллер спасает жизнь девочки-попрошайки, жертвуя при этом своей жизнью.

Миграционный контроль, бандитские группировки, огромное количество иностранцев, многокилометровые пробки, метрополитен, ГУМ, "сталинки" – эти непременные атрибуты российской столицы есть в фильме. Однако истории, которые происходят с героями этих новелл, могли произойти в любом другом городе нашей страны. Везде есть люди, которые мечтают о любви, ждут родственников, ревнуют жен, попадают в нелепые ситуации, продают мороженое и живут в "хрущевках". Разве что только истории "Объект номер один" и "Москвичи" выбиваются из этого ряда. Рассказ о монтажниках-высотниках, то реставрирующих серп памятника "Рабочий и колхозница", то снимающих красный флаг с телебашни, то чистящими красную звезду московского Кремля отсылает к советским документальным хроникам о покорителях Антарктики, идущим по центральным каналам. А симпатичный рассказ о "коренных москвичах", где фигурируют продавец цветов из южных стран, русская и кавказская мафия, китайские швеи, изготавливающие, как написано в титрах, "одежду из Италии" рассказ подан действительно "со столичной спецификой". Москва – это огромный многонациональный котел, где настоящих "коренных москвичей" практически не осталось.

В самом фильме немало комичных ситуаций, смешных самих по себе: улыбаешься, глядя, как испанский футболист карабкается по карнизу в одних оранжевых трусах; невольно смеешься, когда муж, приняв жениха сестры за любовника своей жены, бьет его по голой заднице горячей сковородкой. Однако при всем этом Москва остается причесанной, глянцевой и неразгаданной. Ненастоящей, всего лишь "представлением", но не живым пульсирующим организмом, жестким и неоднозначным, с богатым культурным слоем и историей.