КОМУ МОСКВА НЕ ВЕРИТ

"Российская газета" №5276
02.09.2010
Сусанна Альперина

ЕГОР КОНЧАЛОВСКИЙ: "Если исключить юмор из своих взаимоотношений с Москвой, то будет очень тяжело"

В кинематографических ВУЗах довольно распространено задание – снять трехминутный или короткометражный фильм на заданную тему. Самому или с друзьями придумать идею, сценарий, найти актеров... Потом глядишь – один сюжет перекликается с другим, режиссеры смешиваются с актерами, один мелькает в кадре у другого... Спустя время уже состоявшиеся мэтры и их поклонники так любят пересматривать эти первые опыты. Фильм "Москва, я люблю тебя!" напоминает такое задание. ... С чего может начинаться фильм "Москва, я люблю тебя!"? Самый банальный ответ – со здания одной из восьми московских высоток, где в одной из квартир пара занимается любовью. Он – иностранец, она – русская. Если бы можно было заниматься любовью на Красной площади, то, несомненно, это бы было первым кадром... Московские высотки, как и Красная площадь, встречаются в большинстве новелл. В некоторых – иностранцы, говорящие почему-то с сильным русским акцентом, и общежития – со времен картины "Москва слезам не верит" они изменились в худшую сторону (кстати, в картине есть перекличка времен: постер этого фильма, классики отечественного кино на английском языке).

Современные российские режиссеры видят Москву в большинстве своем весьма однотипно. И героев выбирают, явно предпочитая нищих, попрошаек, дворников, аниматоров, в смешных нарядах продающих тот или иной съедобный продукт, рабочих, братков, гастарбайтеров... Средний класс, к сожалению, практически не показан. Гламурный, к счастью, тоже. Новеллы неравномерны. Одни откровенно банальны, другие несут в себе необычные ходы. В одних актеры спасают сюжет, в других – наоборот. И не покидает ощущение, что почти все авторы учились у одного педагога. Хотя возраст режиссеров разнится – от 30 до 91 года.

Что любопытно, атмосфера города при этом передается. И именно это позволяет лишний раз сравнивать фильм с картинами "Нью-Йорк, я люблю тебя" и "Париж, я люблю тебя". И даже с картиной "Питер FM", хотя она явно посильнее "Москвы...". Глядя этот фильм, лучше начинаешь понимать современную Москву. И понимаешь, что искренность ей идет – такая, какая встречается в героях, сыгранных Евгением Стычкиным и Евгенией Добровольской (новелла "Он и она"). Что столице по-прежнему, со времен Булгакова, весьма к лицу воландщина – ее прекрасно воплощает Максим Суханов ("Улыбка летней ночи"). Что ей идет сюр – новелла "Объект номер один" Мурада Ибрагимбекова, человечность, которая внезапно просыпается даже в убийце (Евгений Миронов в новелле Веры Сторожевой "Скрипач"). И невероятно – юмор: "Москвичи" Егора Кончаловского. Что наш город состоит из странностей – новелла о женщине-художнике, которая не видит дневного света ("Этюд в светлых тонах"), и из глупостей – роль, сыгранная Федором Бондарчуком в новелле "Высотка" прямо просится на пародию в программу "Большая разница".

К концу фильма – даже в 15-новелльном варианте несколько устаешь от смены героев и декораций. Что-то подзабываешь. Но потом, спустя пару дней, прогуливаясь по Москве, понимаешь, что некоторые из новелл и героев остались в памяти.

P.S. Отдельное спасибо авторам, что в фильме мало балалаек, матрешек и водки.