КРАТКОСТЬ КАК МЕРА ТАЛАНТА

Газета "Вечерняя Москва"
06.2010
Наталья Боброва

Два года выпиливал Егор Кончаловский по модному лекалу альманах "Москва, я люблю тебя!". Картину показали на открытии 21-го "Кинотавра" и, по словам режиссера, лучшей фокус-группы ему нельзя было сыскать.

"Москва, я люблю тебя!" – это коллективный творческий проект, над которым под креативным руководством Кончаловского работали 18 известных и не очень режиссеров и сценаристов. Смотреть такое кино, надо сказать, не очень легко, сюжеты наступают друг на друга, раздражают, запутывают, и в финале ты с трудом вспоминаешь, что же наиболее впечатлило. Конечно, как известно, одному нравится арбуз, другому свиной хрящик, тем не менее... Вот самые яркие сюжеты альманаха.

Первый. "Mosca ti amo" Александра Касаткина. Она – Светлана Иванова. Он – итальянец Джулиано ди-Капуа. Сладкая парочка в постели, к ним ломится милиция-полиция, чтобы проверить регистрацию. Парень в ужасе забирается на карниз университета... Смешно и очень узнаваемо...

Второй. "Job" Артема Михалкова, сценарий Ивана Охлобыстина. Григорий Антипенко играет человека, который устраивается на работу в престижную зарубежную фирму. Он проходит унизительный допрос, чтобы оказаться потом... огромной живой игрушкой на подступах к Красной площади... Тонкая сатира на их и наши нравы...

Третий. "Настоящая жизнь" Ивана Охлобыстина. Артем Михалков играет внука, Александр Пашутин – его умирающего деда, Владимир Долинский – врача-сладкоежку, Ирина Бразговка – мать героя. Мораль – жизнь начинается за пределами ночных клубов, а те, кто регулярно встречает рассвет – избранные, их немного, и это радует.

Четвертый. "В Центре ГУМа у фонтана" (какие сладкие слова для москвича!) Екатерины Двигубской. В ролях – она же плюс Дмитрий Дюжев, Наталья Фатеева, Альберт Филозов, Любовь Толкалина. ГУМ, правда, уже не тот рабоче-крестьянский, а скорее, пафосно-олигархический, но фонтан на месте, и люди у него так же надеются встретить свою прошлую или будущую любовь... Очень добрая и позитивная интонация. К тому же ювелирная актерская работа – на уровне взгляда и жеста.

Пятый. "Москвичи" самого Егора Кончаловского по сценарию того же Ивана Охлобыстина. Последний снялся же в роли отморозка на пару с Вадимом Цаллати. Коренные москвичи – это по версии Охлобыстина-Кончаловского, негры, кавказцы и прочие "хозяева" города. Уморительная, умная и едкая сатира, нашпигованная неординарной анимацией.

Шестой. Блестящий "Объект номер один" Мурада Ибрагимбекова, который уже показали в Венеции. Весьма символичная история о том, что пора демонтировать кремлевские звезды – в буквальном смысле. Два друга высотника, один постарше, другой помоложе, показывают чудеса эквилибристики на высоте птичьего полета... Эти задорные "не кочегары и не плотники" как-то невзначай подбираются к "Объекту номер один". Что скажет по этому поводу КПФР (да, сдается, и "Единая Россия"), догадаться нетрудно. Но какая шикарная эстетика! Черно-белый цвет, с яркими цветными вставками... Работа высокого класса – как по форме, так и по метафорическому содержанию. Напоминание о том, что любить Москву – это вовсе не значит обожать Кремль и его окрестности.

А вот самая странная история – это непонятный сюжет "Барада (Неприятная ситуация)" Элины Суни – две девушки в белом и с собачками под мышкой прибегают в кафе, обеих оттуда вышвыривают и они долго и нудно лепечут на каком-то сленге о своих обидках на жизнь и мужиков, которые все как один гномы и уроды...

Собственно, жизнь "простого народа" всплывает лишь в двух сюжетах – рассказе о китаянке-скрипачке ("Письмо бабушке Уйне" Георгия Натансона) и истории о работнице метростроя, которая по ночам рисует картины, полные солнечного света ("Этюд в светлых тонах" Василия Чигинского). Но и тут героини достаточно экзотичны. Кажется, авторы даже не подозревают, что три четверти москвичей проживают не в ЦАО, а в спальных районах... Впрочем, задачи показать московские районы и не стояло перед авторами, главное тут, по убеждению Кончаловского, реальные человеческие истории. ...