ОБЪЕКТ НОМЕР ОДИН

"Независимая газета"
08.06.2010
Екатерина Барабаш

Двадцать первый "Кинотавр" начался с натужного позитива

...
Мода на признания в любви тому или иному мегаполису путем создания сборника новелл, привнесенная в мировое кино несколько лет назад (тогда объектом любви стал Париж), докатилась и до России. Восемнадцать режиссеров сняли по 5-минутному фильму, в котором один из главных героев – Москва. Возраст режиссеров – от 30 до 90. Как сказал Кончаловский, они старались снять позитивный фильм. Почти все режиссеры, словно по команде, бросились обнажать московский позитив, который в силу ряда причин обнажается неохотно даже по заказу. Тем не менее задача очистить образ Третьего Рима от чернушной шелухи поймала команду Егора Кончаловского (он главный продюсер картины) в свою ловушку и определила главную и единственную генеральную линию: Москва, как, впрочем, и вся наша жизнь, – на лицо ужасная, но добрая внутри. Милиционеры – они, оказываются, вполне себе добрые, московские киллеры – человечные, московские старики уходят на тот свет "с веселою улыбкой на усте". Но дело даже не в том, что режиссерская команда не вытягивает задачу передать дух, запах, ухмылки и ужимки Москвы. А в том скорее, что всякому времени – свои манифесты. Манифест этого года попытался отсечь чернушные, как считают многие, краски прошлогоднего "Кинотавра", обнаружившего целый пласт относительно молодых кинематографистов, которых бодро окрестили "новой волной".

Но если прошлогодний альманах-манифест "Короткое замыкание" и правда был умело организованным, но возникшим естественно и закономерно всплеском новых настроений в российском кино, то манифест этого года получился показательно вымученным. Демонстративная ставка на мейнстрим наверняка поспособствует зрительскому интересу, но вряд ли скажет даже тихое новое слово в отечественном кино. Одна, правда, новелла получилась исключительно умной и художественно интересной – "Объект номер один" Мурада Ибрагимбекова, в которой Москва нарисована в манере плакатного конструктивизма. ...