ВЕЛИКАЯ СТАРУХА И ФАЛЬШИВАЯ ДУРА

Газета "Время новостей"
15.08.2005
Ирина Любарская

... "На Верхней Масловке" Константина Худякова – история 90-летней скульпторши, осколка обеих империй, российской и советской, образ которой явно списан с Веры Мухиной, чьих "Рабочего и колхозницу" недавно разобрали, а теперь, говорят, собрать не могут, не умеют. Ее играет Алиса Фрейндлих с такой степенью женского лукавого обаяния, что даже сцена смерти героини лишена пафоса, который старательно пытался нагнать постановщик. Ее партнер Евгений Миронов выступил в роли провинциала, 15 лет обслуживающего столичную старуху с непростым характером и язвительным типом юмора.

Оба актера пытаются разрушить стереотипную схему отношений своих героев. Заслуженная бабушка демонстрирует всю немощь и неприглядность нищей старости. Приживал не стесняется двусмысленности своего положения и своих странных чувств к этой развалине – пик стыда им пройден до начала фильма. Она глубоко забыта Богом и государством – ей не присылают кремлевские пайки, на ней не паразитируют искусствоведы, ее странными, даже неубедительными и никому не нужными работами буквально завалена огромная квартира, а ретроспекции-сны о молоденькой девушке в льняных одеждах, спрашивающей в Париже адрес Модильяни, просто смехотворны. Все былое величие сосредоточено исключительно в несгибаемой уверенности Анны Борисовны, что она имеет высшее право на внимание. А это и есть подлинное величие. Если не видеть Фрейндлих в этом фильме, то можно утверждать, что только Фаина Раневская смогла бы его так убедительно и по-настоящему характерно сыграть. Или Инна Чурикова, может быть. Но каким-то образом Фрейндлих сумела незаметно и бесстрашно перейти в разряд великих старух – амплуа, от которого актрисы шарахаются, и их можно понять. Никто этого не ожидал на экране, который своими крупными планами коварно прибавляет лет даже молодым, именно от нее, слишком прочно связанной в кино с "Соломенными шляпками" и "Служебными романами". Так что проблема приза за лучшую женскую роль наверняка решена уже на первом просмотре.

Роль у Миронова, к сожалению, очень предсказуема для актера, которому судьба никак не хочет подбрасывать парадоксальный материал, раскрывающий его реальный диапазон. Он тоже играет здесь в полную силу и мастерски. Однако возникает невольная мысль, что еще лет десять кинорежиссеры будут эксплуатировать его моложавость и актерские штампы, заставляя играть разнокалиберных хороших героев не от мира сего в разном возрасте. Конечно, актеры наращивают другие мышцы в театре, а вот в кино, куда более безжалостном к возрасту, к долгожительству звезд никто не готовит.

Что касается картины в целом, то режиссер фильма "На Верхней Масловке" не смог подкрепить выразительный актерский ансамбль стилем, монтажом и композицией. Так снимают сериалы, намертво лишая кадр воздуха, забивая визуальную пластику многоречивостью и лишними сюжетными линиями. Хотя продюсер Владилен Арсеньев настаивает на том, что это кино, идущее против течения, но прав он только в смысле неглянцевости камерного сюжета. На самом деле для потенциальных зрителей этой картины было бы выгоднее превратить ее в мини-сериал, потому что эта финансово-возрастная группа в кино не ходит, а подросткам, как бы мы ни пеклись об их разностороннем развитии, на сорокалетнего лузера, влюбленного в древнюю старуху, наплевать. ...