"ОКНО В ЕВРОПУ" С ВИДАМИ НА РОССИЮ

"Российская газета" №3850
18.08.2005
Юрий Богомолов

... Определенные ожидания связывались с новой картиной Константина Худякова "На Верхней Масловке". И режиссер известный (автор до сих пор памятного фильма "Успех"), и актеры в нем заняты значительные (Алиса Фрейндлих и Евгений Миронов), и форма повествования сложносочиненная (сценарий Константина Худякова и Дины Рубин) с ретроспекциями в далекое прошлое, с реминисценциями, отсылающими зрителя к Чехову с его бессмертным "Вишневым садом". Все живо по отдельности. А вместе все это не живет.

Молодой человек, самодеятельный режиссер Петя, преданно ухаживает (как в романтическом, так и в бытовом отношении) за доживающей последние дни 90-летней старухой, в прошлом великим скульптором (масштаба Мухиной?). Их общая жизнь – это, как можно предположить, взаимная любовь и взаимная ненависть одновременно. Оба чувства можно поместить в одно слово и написать: "любовьненависть". Может быть, и сам фильм – аллилуйя любвиненависти? Или памятник чувству, обнимаемому тоже – "искренностьфальшь"?

По мне, так в картине более всего отразился на подсознательном уровне страх перед жизнью, перед реальностью, перед свободой. Чувство, которое испытывает вечно непризнанный гений Петя, похоже, довлело над авторами и самой картиной в процессе ее создания. ...