МАМЫ ВСЯКИЕ НУЖНЫ

Газета "Вечерняя Москва"
Александр Киселев

Немного статистики. Авторитетная интернетовская информационная база по кино IМDВ насчитывает 406 фильмов и телесериалов и даже две видеоигры, названия которых содержат слово, извините, "мать". И 49 фильмов и телесериалов, названия которых содержат слово "мама". "Не мать ты ему, а ехидна!" – эта реалистическая фраза из вполне соцреалистической "Евдокии" стала у нас афоризмом. И сколь глубокий фрейдистско-эдиповский смысл в ней аукается теперь, когда мы отвлеклись от соцреализма на сокровища мировой культуры! Это у нас, как у Дениса Евстигнеева, мама – обязательно Родина-мать. А вот у других мама – и диктатор, и убийца, и даже помощник сына в расследовании ужасных преступлений. Итак, самые удивительные мамы выведены в следующих фильмах. "Психоз" Альфреда Хичкока. Хоть и призрак, а забубенный. "Мамочка – маньяк-убийца". Помните, как Кэтлин Тернер убила массу народа, косо посмотревшего на членов ее семьи? "Враги общества". Героиня Мордюковой из "Мамы" явно действовала по заветам героини этой картины, легендарной гангстерши 30-х Мамы Бэйкер, сколотившей из своих мальчиков довольно кровавую банду налетчиков. "Стой, или мама будет стрелять". Сталлоне-копу тут с мамой-старушкой просто повезло. "Зеркало". Одно слово – Маргарита Терехова. "Комиссар". Роль "матери-ехидны", оказывается, давно закреплена за Мордюковой.

Фильм Дениса Евстигнеева "Мама", телепремьеру которого представляет на этой неделе НТВ, в первую очередь интересен тем, что в нем после почти шестнадцатилетнего перерыва снялась Нонна Мордюкова. Фильм Элизабет Бостан "Мама", который покажут в энный раз, теперь по М-1, по-настоящему любопытен, поскольку Людмила Гурченко исполняет в нем роль, прямо скажем, козы.

По уму, этой информацией следовало бы и ограничиться. Потому что дальше приходится вступать в опасную своей дискуссионностью сферу. К примеру, никак нельзя сказать, что Нонне Мордюковой пошел на пользу столь длительный отдых. Опять-таки невозможно не отметить, что Людмиле Гурченко рога не слишком к лицу.

В сущности, уже и с этими утверждениями не всякий согласится. Мало того, полная идентичность названий неминуемо вызовет некоторую путаницу. Поэтому внесем относительную ясность, пометив их соответствующим инициалом режиссера: "Мама (Е)" (Евстигнеев) и "Мама (Б)" (Бостан).

Начнем с "Мамы (Б)" как с картины, снятой раньше – в 1976 году. Над ее созданием трудились кинематографисты СССР, Румынии и Франции. За основу этого феерического мюзикла с элементами балета на льду была взята сказка "Волк и семеро козлят". Но тут же начались сложности, поскольку в иностранной версии сказки козлят было всего трое. Пришлось идти на компромисс – сошлись на пяти. Роль Волка безупречно исполнил Михаил Боярский. И по сей день фильм "Мама (Б)" может ошарашить неустойчивое зрительское сознание своей масштабностью. К сожалению, это все, чем он может ошарашить.

Однако сама сказочная история вполне поучительна: Коза (совершенно за границами истории остается вопрос о Козле – он не фигурирует в сказке), отправившись по делам, оставила козлят одних дома. Те, в точности соблюдая ее инструкции, оказались заложниками собственной послушности и впустили Волка, который их проглотил. Разгневанная козлиная мама подстерегла это животное и, распоров тому брюхо рогами, выпустила своих козлиных детей на волю и отвела домой (в фильме история представлена менее по-тарантиновски).

Поразительно, но картина "Мама (Е)", в сущности, рассказывает ту же историю. Мама (тоже одинокая, лишившаяся при трагических обстоятельствах мужа) железной рукой правит своими детьми. Она увозит их из родного дома в Москву, она делает из них знаменитый музыкальный ансамбль, наконец, она решает угнать самолет и эмигрировать. Образ волка в "Маме (Е)" выполняет группа захвата и различные исправительные учреждения – угон не складывается, мама получает пятнадцать лет.

То-есть, именно на этот срок она оставляет своих пятерых (!) сыновей в покое. Но стоит ей выйти из тюрьмы, как она с маниакальной настойчивостью собирает их по всей стране и возвращает домой – в ту самую глухомань, из которой увезла когда-то в Москву.

При удивительной схожести историй, рассказанных в (Е) и (Б) "Мамах", фильм (Б) оказывается доброй детской музыкальной комедией, а фильм (Е) – чудовищной трагедией, строго говоря – фильмом ужасов, из которых главный – как раз мама и есть. И несмотря на все попытки авторов как-то представить нам, что конец у фильма (Е) счастливый, в это совершенно не верится. Этот фюрер в юбке и дальше будет мытарить своих давно выросших мальчиков, решая за них все, как, собственно, и положено фюреру.

Зададим себе нехитрый вопрос: с какого же момента происходит разделение сюжетов (Б) и (Е) на комедию и фильм ужасов? Создается впечатление, что дело тут в изначальной разнице намерений и целей, которые ставят перед собой две мамы. Так, мама (Б) никакими своими собственными действиями не провоцирует опасность, которая угрожает ее козлятам. Напротив, предоставляя им самостоятельность на время своего отсутствия, она пытается всячески обезопасить их. Беда случается из-за того, что все козлиное семейство сильно недооценивает интеллектуальные способности Волка, особенно когда тот голоден. И финальное воссоединение Козы со своими козлятами оказывается актом освобождения этих козлят и возвращением их домой, который является своеобразной крепостью, ограждающей обитателей от напастей внешнего мира.

Совершенно другая картина с мамой (Е). Героиня Мордюковой авторитарна, чему авторы находят довольно двусмысленное объяснение. Она такова просто в силу физиологии – значит, имеет право. Инициировав угон самолета, она натурально, собственными руками кует свое и детей несчастье. То-есть, в случае (Е) мама, отсидев свое, вновь, как зловещий демон, расправив крылья, подбирает своих птенцов, не слишком-то спрашивая мнения по поводу воссоединения, и домик, в который она в результате транспортирует сыновей, выполняет, по сравнению с домом Козы, совершенно противоположную функцию, являясь своего рода местом заточения.

Открытым остается вопрос, какая из "Мам" лучше. И мы совершенно не собираемся его закрывать – пусть себе так и зияет своей вопиющей открытостью. Авось жизнь покажет...