"MAMA"

Журнал "Афиша"
01.01.2001
Михаил Брашинский

История семьи Овечкиных прогремела на всю страну. Дети-вундеркинды под чутким материнским руководством уверенно делали музыкальную карьеру, напяливая на головы сомбреро и играя то ли румбу, то ли босанову. Госконцерт платил по высшему разряду. Публика умилялась и требовала шлягеров на бис. Весь этот джаз закончился попыткой угона самолета и бойней, устроенной спецназом при освобождении заложников. Музыканты ансамбля "Веселая семейка" стали самыми знаменитыми террористами СССР.

В новом фильме Дениса Евстигнеева мать, выйдя из тюрьмы, собирает уцелевших детей. Чтобы вернуться домой и начать все сначала. Характеры вычерчены броско и без затей. Один вкалывает на шахте, где вместо зарплаты выдают билеты в цирк. Другой охраняет таджикский блокпост. Третий танцует в притонах Владивостока и за порцию кокаина возит проституток к стоящим на рейде подлодкам. Герои нашего времени, аккуратно перенесенные на кинопленку из ежедневных теленовостей. Экзотическое занятие досталось лишь Владимиру Машкову – его персонаж методично оплодотворяет трепетных чукотских девушек, чьи круглолицые мужья сгинули в ледяных океанских просторах.

Жанр фильма обозначен авторами как "семейная хроника". Но, скорее, "Мама" – гибрид боевика и мелодрамы. Старший из братьев, влепленный шальной пулей в инвалидную каталку, провел пятнадцать лет в психушке, откуда его и пытается теперь вызволить воссоединившаяся "Веселая семейка". Действие время от времени уплывает в модное ретро: послевоенные 40-е, тусклые 70-е. Полустанок в пыльной степи, мусорный ветер московских вокзалов. Гимнастерки и брюки клеш.

По российским меркам, фильм Евстигнеева – блокбастер. Бюджет – три миллиона долларов, массовка – полторы тысячи человек. Картинка – Panavision, звук – Dolby Digital. Поездки на остров Диксон, в Ташкент и на Валдай. Сцена угона самолета снималась на четырех подмосковных аэродромах. Тщетность этих усилий понимаешь с первых минут просмотра. По количеству звезд на погонный метр пленки "Мама" может тягаться с михалковским "Цирюльником". Но очевидно, что фильм был скроен ради одной-единственной роли. Сыграй героиню кто-то другой – вышло бы натужно и пошло. Гениальная актерская фактура Нонны Мордюковой оправдывает все: многопудовые метафоры, сценарные провалы, небрежный монтаж. Мордюкова не снималась в кино шестнадцать лет. Ее возвращение на экран, по большому счету – главный сюжет "Мамы". Остальное – сутолока, фон, рамка кадра.