РУССКОЕ КИНО: ЛЕГКО И КРАСИВО

Газета "Вечерний Челябинск"
22.04.1999
Ольга Конфедерат

17 апреля челябинцы наслаждались сливками русского кинематографа: в Академическом театре шел показ нового фильма Дениса Евстигнеева "Мама". И фильм, и его премьерный вояж по стране являются на сегодняшний день образцом приличного кинобизнеса: добротное качество, хорошая раскрутка при помощи СМИ, огранизованная аудитория, общественный резонанс. И без всякой скандальной роскоши.

Фильм Д. Евстигнеева включен в конкурсную программу "Кинотавра"и, скорее всего, будет увенчан так же, как когда-то евстигнеевская "Лимита". В самом деле, кто его соперники? "На бойком месте"А. Сахарова глуповат и самодеятелен. "Молох" А. Сокурова – ну, это слишком сурово и аскетично. "Мама" – идеальный вариант: и качественно, и легко, и душевно. Благодушный смех, не раз волной проходивший по зрительному залу во время просмотра, – награда авторам за их труды.

"Маму" делали лучшие силы нашего молодого кинематографа: режиссер Денис Евстигнеев, оператор номер один Сергей Козлов, первая актерская тройка – Владимир Машков, Евгений Миронов, Олег Меньшиков. Музыку написал Эдуард Артемьев, озвучивший своими мелодиями практически все шедевры 70-80-х годов. А маститый Павел Лебешев помог Сергею Козлову придать изображению истинно русскую акварельную мягкость и задумчивость. Сам-то Козлов склонен к экспрессии почти американской.

На главную женскую роль пригласили Нонну Мордюкову, которую когда-то Британская театральная энциклопедия включила в число величайших драматических актрис мира рядом с Верико Анджапаридзе и Фаиной Раневской.

Особую солидность придает фильму продюсерская группа, в которую входят И. Толстунов (студия "ТТЛ", знаменитая "Любовью" и "Подмосковными вечерами"), К. Эрнст, телепродюсер, герой шикарной передачи "Матадор", обязательный участник жюри КВН.

Собрав столько достоинств, авторы сделали все, чтобы понравиться нам. Это лестно. Приятно видеть, как о тебе хлопочут.

Евстигнеев, Эрнст и Козлов уже завоевали нас серией телевизионных клипов под общим названием "Русский проект". Помните: голодный и находчивый студент с белым мышонком ("Лопай, Склифосовский, заработал..."), июльская гроза в поле ("До дождя уберем?"– "Обязательно уберем!"), могучие русские бабы на рельсах, стойкий солдат на посту у Мавзолея... "ВСЕ У НАС БУДЕТ ХОРОШО" – неизменным слоганом завершали Эрнст и Евстигнеев свои клипы. С тех пор лучше не стало, но авторы все так же полны желания ободрить и утешить.

За сюжетную основу они взяли самое громкое и трагическое дело конца 70-х – дело "Семи Симеонов", а затем заботливо сняли всю ненужную резкость: террористы-угонщики превратились в наивных детей, гибель стюардессы была списана на суматоху, устроенную спецназом во время захвата, а Олег Меньшиков, держа палец на взрывателе, смотрел на зрителя таким невозможно-мелодраматическим взглядом, что язык не повернулся бы назвать его преступником.

Дальнейшую историю семьи авторы развернули тоже увлекательно.

Один брат после отсидки стал шахтером в Кузбассе. Зарплату, понятное дело, не платят, так они, шахтеры-то, зебру в цирке украли, сварили и съели (вот тут как раз раскатился по зрительному залу рефлекторный смех и повторялся каждый раз потом, когда авторы кокетливо трясли шкурой зебры, напоминая о своей шутке).

Второй геройствует на Таймыре. Играет его наш отечественный секс-символ В. Машков, поэтому – чум, прекрасные туземки, скрещенье рук, скрещенье ног, ахи-охи... Ночь полярную напролет мужик трудится, выправляя демографическую ситуацию на северных окраинах страны.

Третий брат (Е. Миронов) тоже эффектная фигура: кокаинист и подручный сутенера в роскошном портовом кабаке во Владивостоке.

Четвертый – защищает южные границы Родины в Таджикистане.

Широка страна моя родная!

Пятый брат, правда, в сумасшедшем доме, но зато играет его Олег Меньшиков, и в присутствии этой "звезды" советская психушка становится демонически-изысканной. А тут еще в роли надсмотрщика – Максим Суханов, новый кумир московских театралов... А тут еще художник по костюмам разыгрывает в кадре настоящую симфонию синего и коричневого... Словом, впечатляет. Особенно, когда четверо братьев начнут брать психушку штурмом, чтобы освободить Меньшикова. Тут такие инфернальные канализационные коридоры откроются, такие погони в свете прожекторов пойдут, что любо-мило.

Не вполне вписываются в фильм только Нонна Мордюкова в роли матери и Алексей Кравченко, играющий брата-пограничника. Великая драматическая актриса не знает, что делать ей в полуторачасовом имиджевом клипе. Алексей, напротив, мощно перехлестывает за край этого умеренно-развлекательного зрелища. Он пережил в своей актерской юности "Иди и смотри" Элема Климова, и ему до сих пор не верится, что про нищету, геноцид, произвол, вырождение нации можно говорить легко и красиво.