СЕМЬ НОТ В ГРОХОТЕ ЖИЗНИ

pravda.ru
10.04.1999
Ирина Майорова

В конце восьмидесятых всю страну всколыхнуло неординарное событие: семейный музыкальный ансамбль "Семь Симеонов"пытался угнать за границу пассажирский самолет. Само по себе это не очень удивило – самолеты тогда угоняли почти ежемесячно, правда, всегда неудачно. Удивил возраст нападавших и статус их руководительницы: женщина, мать, вооружила маленьких ребят настоящим оружием. Всех тогда задержали, осудили, кое-кто сидит до сих пор. Данное происшествие – но не сами действующие лица – явилось посылом для написания журналистом Арифом Алиевым сценария к фильму "Мама", да и время действия картины перенесено на десять лет назад – в семидесятые.

Молодой известный кинорежиссер Денис Евстигнеев ("Лимита", социальная телереклама "Русский проект"), встретившись на съемках рекламных роликов с актрисой Нонной Мордюковой, захотел снять большой фильм с ее участием. Сценарий А. Алиева был написан в расчете на нашу замечательную актрису. На роли пяти ее сыновей пригласили поистине звездный актерский состав: Олег Меньшиков, Владимир Машков, Евгений Миронов, Алексей Кравченко, Михаил Крылов.

СЕМЬЯ – это семь родительских продолжений, семь "Я", семь музыкальных нот. Оставшись без денег, жилья и без мужа, с шестью мальчишками на руках Полина (Н. Мордюкова) едет в Москву, где пытается заново начать и свою жизнь, и поставить на ноги детей. Ей удается создать детский оркестр "Веселая семейка", который ублажает слух и сильных мира сего, и простых советских людей. Популярность ансамбля уменьшается с увеличением возраста участников, гонорары за выступления тоже, болезнь сына-Ленчика, случайно попавшего под пулю, усугубляется. Мать снова решается на перемены: угнать в Америку самолет, заработать там денег и вылечить сына. Безумная идея не имела смысла, а потому и провалилась. Семь нот прозвучали, но инструменты сфальшивили.

ДО – это главная нота: доминанта всегда диктует гармонию, тональность и направление музыкального произведения. Мать считает, что лишь она вправе все решать в жизни своих детей, указывать им правила поведения. В сценарии Полина написана властно, жестко и бескомпромиссно, даже приблатненно. Видимо, режиссер решил сгладить острые углы, сделать мать в картине более женственной, доброй и ласковой – более мамой. А Мордюкова в результате лишилась ярких красок характера: нет здесь надрыва, привычных взлетов высоких эмоций на пределе, присущих этой замечательной русской актрисе, нет и оправданных характером мотивировок поступков героини.

РЕ – нота грустная. Реквием по старшему сыну Никите (Глеб Подгородинский), который по возрасту должен был пойти служить в армию, но был убит в перестрелке во время захвата самолета.

МИ – нота минорная. Ленчик – любимый из сыновей. Парализованный, играющий в ансамбле на маракасах, Олег Меньшиков всю картину сидит в инвалидном кресле. После неудавшегося захвата самолета, по научению матери, "косит" под сумасшедшего и 15 лет пребывает в жуткой тюремной психушке. Более других братьев пострадав от происшествия, на экране он молчит, комментируя все события из-за кадра, его боль и переживания – в огромных печальных глазах. Забрать сына на свободу – главная цель Полины, ради которой она, выйдя из тюрьмы, собирает в Москве остальных своих детей. А еще она хочет попросить у всех прощения за покалеченные детские судьбы.

ФА – нота мажорная. Николай – Владимир Машков – любимец женщин, независим, полон жизни и оптимизма, хотя отсидел в колонии несколько лет. Он не стал гаишником, как мечтал в детстве, не стал музыкантом, но не стал и бандитом. Моряком плавает северным морским путем, по дороге помогая местным жителям восстановить численность их населения. (Эпизод с женщинами действительно снимался на холодном Диксоне, где у оператора замерзала от мороза камера.)

СОЛЬ – соль земли, Василий (Алексей Кравченко) – военный, контрактник, защищающий в горячей точке границы нашего общего дома. (Съемки проходили в Узбекистане.) В сценарии Алиева он холоден и жесток, винтовка в его руке никогда не дрогнет. В фильме Василий столь же надежен, сколько и добр, его нота точная и чистая.

ЛЯ – самый добрый и веселый из братьев – Юра. Нелегкая детдомовская жизнь, казалось бы, совсем не отразилась на характере, разве что голодная шахтерская работа сделала еще больше его огромные синие глаза. Актер Михаил Крылов на самом деле спускался в одну из ростовских шахт, где вместе с настоящими забойщиками пробовал добывать "черное золото".

СИ – Павел – игра на проигрыш. Его нота – младшая, тонкая и крайняя. Судьба как бы отомстила ему за грехи всей семьи. После детдома он не стал никем – подвизается шестеркой-наркоманом при сутенере, сопровождая девиц по вызову. Евгений Миронов, с присущей ему искренностью, показывает человека одинокого, ранимого и несчастного, лишенного любви и заботы близких.

И снова ДО – режиссерская нота. Для Дениса Евстигнеева очень важна команда, если хотите, – семья, люди не только родные, но и близкие по восприятию жизни и кинотворчества: Машков и Миронов, Кравченко и Крылов, лучший молодой оператор России Алексей Козлов. Здесь видна рука старшего мастера, Никиты Михалкова, всегда работающего своей командой. От него пришли в "Маму" Мордюкова и Меньшиков, замечательный оператор Павел Лебешев и прекрасный композитор Эдуард Артемьев. Каждый эпизод, каждая нота картины звучали чисто и красиво. Получились прекрасные отдельные мини-фильмы-мелодии по принципу "Русского проекта". Режиссеру требовалось только собрать все в не менее прекрасное целое – фильм. На мой взгляд, этого единого целого, этого финального аккорда как раз и не сложилось. Возможно, дело в недостаточном опыте режиссера, возможно – в сценарии, в котором пытались рассказать про российскую действительность киноязыком Голливуда, а решить вопрос выживания в экстремальных условиях – в чисто русском стиле.