"МАМА", ПРИЯТНАЯ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ

Газета "Сегодня" №73
05.04.1999
Александр Медведев

Денис Евстигнеев покорил сердце Нонны Мордюковой

Акция "Пойдем в кино-2" пополнилась еще одной обещанной премьерой. В прокат вышла "Мама" режиссера Дениса Евстигнеева – пожалуй, самый удачный и самый "раскрученный" фильм этого проекта. Главным "информационным хитом" было согласие на съемки Нонны Мордюковой, забраковавшей не один "чернушный" сценарий. "Женщина-миф" не снималась в большом кино после "Родни" Никиты Михалкова 16 лет. Кроме того, новый фильм – первый совместный проект НТВ-Профит и ОРТ. Была организована качественная и регулярная реклама. К тому же одновременно с премьерой на НТВ появился документальный фильм о том, как проходили съемки. Тут же вышла книжка Арифа Алиева – полная версия сценария, превращенная в роман. Не будет ничего удивительного, если "Мама" попадет в программу Каннского фестиваля (отборочная комиссия рассматривает такую возможность). Правда, рядом с михалковским "Цирюльником" "Мама" будет смотреться как "Кореец" рядом с "Варягом".

Такая забота о судьбе "Мамы" объясняется не в последнюю очередь репутацией родителя. Режиссер Денис Евстигнеев сделал второй полнометражный фильм. Первым была "Лимита" (1994 г.), которую весьма благожелательно приняла российская кинообщественность и многие международные фестивали. Но известности Евстигнеев добился, еще будучи оператором ("Армавир", "Слуга", "Такси-блюз" и др.).

По авторскому определению, "Мама" – семейная хроника, по сути – матриархальная утопия. Пошлые ассоциации типа родина-мать напрашиваются сами собой, и просмотр фильма их не искореняет, хотя должен бы. Евстигнеев, как неглупый человек, уверяет, что ничего такого в виду не имел. Но за отговорками не спрячешься, как ни назови, хоть "Мама", хоть "Мать". От клише, вбитых в сознание, россиянину, который "в любом простом деле ищет подвох" (Евстигнеев), никуда не деться. Особенно, если маму играет Нонна Мордюкова. Но на самом деле "метафорическое восприятие" простой истории действительно неадекватно.

Поводов написать сценарий было два. Первый – желание Евстигнеева сделать фильм с Мордюковой. Второй – история семьи Овечкиных, знаменитых "Семионовых братьев", угнавших самолет. От этой истории, правда, осталось совсем немного. Сюжет Евстигнеева не про угон самолета, а про то, как мама братьев-музыкантов, отбыв наказание в местах лишения свободы, решает собрать детей, затерявшихся на просторах необъятной родины. Чтобы выручить старшего брата Ленчика из психиатрической лечебницы, "веселая семейка" собирается в Москве. Главное приключение – налет братьев на дурдом. "Мама" могла бы быть просто лихой приключенческой картиной без всяких претензий. Евстигнеев решил пойти по другому пути – сделать трогательный фильм-сопереживание. Получилась приключенческая мелодрама с советским колоритом. Разумеется, такое кино должно быть прежде всего актерским. Подбор актеров и впрямь оказался весьма удачным. Братья получились один другого колоритнее: мрачный Олег Меньшиков, женолюбивый Владимир Машков, нервный наркоман Евгений Миронов, уравновешенный снайпер Алексей Кравченко и голодный шахтер Михаил Крылов. Единственная проблема заключается в том, что главного персонажа в фильме нет. Должна была быть мама. Но желание рассказать анекдотец про каждого сына привело к тому, что вместо слаженного ансамбля герои теснятся и перебивают друг друга.

Вместо простого и последовательного рассказа истории Ариф Алиев придумал сложную историю с нелинейным повествованием, дающую возможность создать интересную режиссерскую конструкцию с авторским языком. Усложнение получилось неоправданное. Фрагментарность оказалась не эффектной, а какой-то формальной. Результат – довольно корявая схема, в которой эпизоды торчат, как спицы из поломанного зонтика. Режиссер и спрятать ее не сумел, и изящно подчеркнуть тоже не получилось. По сути жанровое кино оказалось перегружено трудновоспринимаемой манерой рассказа.

В руках у Евстигнеева была большая голливудская драма, но боязнь пресловутой "чернухи" не позволила сделать развязку по-настоящему захватывающей. Примирительный "хэппи-энд" воспринимается как незаслуженный героями. Препятствия и злоключения получились слишком уж слабые и легко преодолимые. Желание всем угодить – немножко приключений, здорового и простого юмора, психологической достоверности и светлых слез в финале – сделало фильм настолько ровным, что и камнями в него кидаться не хочется и похвалить особо не за что.