КАК ПОЛЮБИЛИ НЕЛЮБОВЬ

"Новая газета"
15.12.2005
Наталья Басина

В 90-х потерялись не только фильмы, но и целое поколение кинематографистов

...
"Любовь" Валерия Тодоровского и "Нелюбовь" Валерия Рубинчика появились парой, в 91-м. Продукцию новорожденной студии ТТЛ (Тодоровский, Толстунов, Ливнев) приняли за столбовую заявку нового молодого кино. Истории приятелей-студентов разместились в пространстве сугубо личного. Плут оживленно решал извечную студенческую проблему "она не дает". Простака настигали "солнечный удар" и великое географическое открытие: обетованная земля его любимой очень далеко, за семью морями. Девушку жестоко оскорбили, а он не смог ее защитить, и родители увезли ее на историческую родину от Простака и от России, родины их любви, потому что евреям здесь жить нельзя.

"Любовь" – фильм живой и славный, с точно прописанным бытом, с героями, у которых наличествовали первичные и вторичные социальные признаки, напоминал нехудшее советское кино, только будто бы подвергшееся частичному евроремонту, последующей уборке с применением самых лучших моющих средств. Убираясь, кое-что выплеснули с водой – образовалась заметная сердечная недостаточность. Одной любовью, собственным ее бытием в предложенных жизнью обстоятельствах заполнить пространство "Любви" не удалось. Вплетение тем, прорвавшихся через открытые временем шлюзы, было необходимо, чтобы заштопать зияния в ткани фильма и сообщить ему полновесный драматизм. Со временем такого рода приправы неминуемо должны были потерять остроту, а сосредоточиться на занятиях любовью молодое кино почему-то не умело. И все-таки шанс выбраться в направлении "Любви" из очерченного временем круга одиночества у этого зарождавшегося нового кинематографа определенно был. ...