ОСНОВЫ КИНОИСКУССТВА

window.edu.ru
2001
С.Н. Пензин

... Еще один фильм, который дал нам ощутить, как невозможно далеки мы от прежнего подневольного существования, – "Любовь" (1991) Валерия Тодоровского. В прежние годы не принято было вслух говорить о "комплексах пубертатного периода" (как названа была одна из рецензий на фильм). Картина повествует о юношеской гиперсексуальности спокойно и просто, как о естественной и чрезвычайно важной стороне "утра жизни". Нельзя было в прошлом даже намекать на разгул антисемитизма. Судя по фильму, сей омерзительный предрассудок еще долго будет мешать нам быть терпимыми друг к другу.

В первой части картины первокурсники Саша и Вадим ведут нескончаемые разговоры "про это": "Может ли быть любовь без секса? А секс без любви?" В кадре ответы: "Да, да". Своей лучшей сценой фильм утверждает, что в идеале в любви все слито воедино. Но, показав, как приятели увлеклись двумя девушками и те им ответили взаимностью, авторы не спешат завершить все двойным "хэппи эндом", а провоцируют зрителей еще на один вопрос: "А может ли быть счастливая любовь в настоящем сегодняшнем бедламе?" Страдая от оголтелого национализма, старшие (бабушка и мама Маши, в которую влюблен Саша) сами становятся невольно расистами, придумав непреодолимое препятствие для влюбленных – требование выходить замуж только за еврея. Национальность как причина разлуки – нечто искусственное, постороннее для логики характеров, неорганичное для художественной ткани фильма. ...